Ваз 2114: ремонт рейки рулевой. Советы и рекомендации

Рулевое управление - важнейшая система автомобиля, отвечающая за управляемость и безопасность движения. Со временем изнашиваются детали рулевой рейки, что приводит к появлению люфта, стуков и других неисправностей.

В данной статье на примере ВАЗ 2114 рассматривается пошаговый разбор, замена изношенных деталей с применением ремонтного комплекта, сборка и регулировка рулевой рейки для восстановления работоспособности рулевого управления.

Подробно описываются используемые инструменты, особенности снятия и установки рейки, способы извлечения и установки подшипников, применение смазки, а также важные нюансы сборки и регулировки.

Признаки неисправностей рулевой рейки

Одним из основных признаков неисправностей рулевой рейки является появление люфта руля - ситуации, когда для поворота колес требуется значительное вращение рулевого колеса. Это свидетельствует об износе внутренних деталей рейки:

  • Другим распространенным признаком поломки являются посторонние шумы во время вращения руля - скрип, стук, хруст. Это говорит о повреждении подшипников или нехватке смазки.
  • Неравномерное вращение колес при повороте руля. Это может свидетельствовать о деформации штока рейки.
  • Простукивание и вибрация рулевого колеса на определенных скоростях движения.
  • Рулевое колесо может самопроизвольно возвращаться в исходное положение после поворота. Это признак повреждения пружины в механизме возврата.

Появление любых подобных признаков - повод для разборки и проверки состояния деталей рулевой рейки. Зачастую на ранних стадиях поломку можно исправить простой сменой смазки или заменой изношенных деталей. Если пренебрегать неисправностью, со временем износ элементов нарастает и требуется полная замена рейки.

Также состояние рулевой рейки стоит проверять при прохождении планового техобслуживания каждые 40-60 тысяч километров пробега автомобиля.

Пошаговая инструкция по разборке рейки

Для начала нужно отсоединить рулевую колонку от рулевой рейки - открутить гайку крепления нижнего рулевого вала. Затем отсоединить наконечники рулевых тяг от рейки, выкрутив крепежные болты. Далее открутить 4 болта крепления рейки к кузову и аккуратно вытащить ее из-под машины:

  1. Установить рулевую рейку в тиски за корпус. Снять защитный колпачок с конца рейки. Выкрутить упорный болт, снять шайбы и извлечь шток из рейки.
  2. С другой стороны снять стопорное кольцо опорного подшипника и выкрутить подшипник с помощью специального ключа.
  3. Затем снять пыльник и защитный колпачок, выбить стопорные кольца с двух сторон рейки. Это позволит извлечь приводной валик в сборе с подшипником.
  4. Разобрать приводной валик - снять подшипники, манжеты, разрезное стопорное кольцо.
  5. Осмотреть все детали, определить износ и повреждения. При необходимости заменить некоторые элементы.

Перед разборкой нужно подготовить необходимые инструменты и приспособления:

  • Набор торцевых головок;
  • Съемник подшипников;
  • Молоток;
  • Пластиковый молоток;
  • Набор отверток.

Разборку рейки лучше проводить на ровной, чистой поверхности, застеленной матом или бумагой. Необходимо соблюдать аккуратность и последовательность, следить за сохранностью мелких деталей.

Ремонт и замена изношенных элементов

После разборки рулевой рейки необходимо тщательно осмотреть все ее элементы, чтобы определить степень износа и выявить дефекты. Обратить внимание нужно в первую очередь на следующие детали:

  • Шток рейки и его уплотнительные манжеты;
  • Втулку штока;
  • Пружину возврата;
  • Подшипники приводного валика;
  • Резиновые уплотнители.

При наличии задиров, рисок, люфта эти детали подлежат обязательной замене. Незначительные повреждения поверхности можно устранить притиркой наждачной бумагой.

Также важно тщательно очистить все элементы от загрязнений, промыть их уайт-спиритом или дизельным топливом. Это позволит обнаружить мелкие дефекты, незаметные под слоем старой смазки и грязи.

Перед сборкой рейки рекомендуется заменить комплект уплотнений и сальников, а также смазку. Использование новых резиновых и фетровых элементов позволит избежать протечек масла и попадания пыли в механизм при дальнейшей эксплуатации.

При значительном износе внутренних деталей целесообразно приобрести профессиональный ремкомплект для рулевой рейки. В него входят все необходимые для ремонта запчасти.

Сборка отремонтированной рейки и регулировка

Перед сборкой рейки все детали и внутренние поверхности нужно тщательно смазать. Рекомендуется использовать литол или шрус-4. Полезно также добавить противоизносную присадку.

Сборку рейки проводят в обратном порядке. Вначале в корпус устанавливают приводной валик с подшипниками и стопорными кольцами. Затем вставляют шток, монтируют резиновые уплотнения, подшипник.

Очень важный момент - регулировка предварительного натяжения штока с помощью специальной настроечной шайбы и восьмигранного ключа. Это обеспечивает плавное вращение руля без люфтов.

После полной сборки рейки необходимо проверить работу механизма и отрегулировать схождение колес на авторегулировочном стенде. Для этого:

  1. Установить отремонтированную рейку на автомобиль, закрепить болтами.
  2. Проверить люфт руля - при правильной регулировке он должен отсутствовать.
  3. Проверить свободный ход и возврат рулевого колеса в нейтральное положение.
  4. Отрегулировать углы развала и схождения колес в пределах нормы с помощью изменения длины наконечников рулевых тяг.

После завершения всех работ обязательно проверить эффективность рулевого управления в движении - отсутствие люфта, вибраций, посторонних шумов.

Комментарии