Тревожность среди подростков: как помочь детям справиться с волнением?

Тревожность - распространенная проблема среди детей и подростков. По данным исследований, повышенная тревожность диагностируется примерно у 40-60% детей. У многих она проявляется легкими симптомами, однако иногда принимает форму серьезного расстройства, требующего вмешательства специалистов.

В этой статье мы разберем, что такое тревожность, почему она возникает, какие бывают виды тревожных расстройств у детей и подростков. Также узнаем, какие методы помогают бороться с повышенной тревожностью, и что могут сделать родители, чтобы облегчить состояние ребенка.

Поговорим о тревожности открыто и подробно - ведь чем больше мы знаем об этой проблеме, тем легче помочь нашим детям преодолеть волнение и тревогу.

Причины возникновения тревожности у детей

Одной из основных причин возникновения повышенной тревожности у подростков являются психологические травмы и стрессы. К ним относятся развод родителей, переезд на новое место жительства, смена школы, издевательства со стороны сверстников. Подростковый возраст - сложный период формирования личности, когда ребенок особенно уязвим. Повышенная тревожность у подростка часто развивается из-за боязни не соответствовать ожиданиям окружающих и собственным амбициозным целям.

Еще одна распространенная причина тревожности у подростков - неблагополучие в семье. Авторитарный или, наоборот, попустительский стиль воспитания, недостаток родительской любви и внимания, постоянные ссоры и скандалы создают ощущение незащищенности и тревоги у ребенка. На фоне семейных проблем подросток может начать испытывать школьную фобию, бояться выходить из дома.

Тревожность у подростков также может быть связана с индивидуальными особенностями нервной системы ребенка, его генетической предрасположенностью к повышенной возбудимости.

Среди причин часто называют перенесенные в детстве инфекции, хронические заболевания, травмы головы.

Формы проявления повышенной тревожности

Существует несколько форм тревожности у подростков. Наиболее распространенные из них:

  • Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется постоянным, не мотивированным беспокойством по разным поводам: учеба, внешность, здоровье родителей. Ребенок не может расслабиться и отдохнуть. Часто отмечаются соматические симптомы: головные боли, боли в животе, мышечное напряжение.
  • Социальная тревожность, или социофобия. Проявляется в виде страха осуждения со стороны окружающих, боязни совершить ошибку на людях. Подростки избегают выступлений перед классом, общения на переменах, посещения массовых мероприятий.
  • Школьная тревожность. Выражается в страхе перед учителями, ответами у доски, получением плохих отметок. Ребенок испытывает сильнейшее волнение по дороге в школу, может отказываться туда ходить.
  • Фобическая тревожность. Проявляется в виде специфических, четко очерченных страхов - боязни темноты, замкнутого пространства, пауков, собак и т.д.

Тревожность у подростков нередко сопровождается депрессией, раздражительностью, нарушениями поведения. Часто отмечаются психосоматические расстройства: головокружение, одышка, тахикардия, потливость, расстройства сна и аппетита.

При длительном течении тревожность у подростков может перейти в устойчивое нервно-психическое расстройство или тревожное развитие личности со склонностью фиксироваться на негативных сторонах жизни, ощущением своей неполноценности.

Методы диагностики тревожных расстройств

Для диагностики применяются следующие методы:

  • Психологическое тестирование с использованием опросников тревожности Спилбергера, Ч.Д. Спилбергера, А.М. Прихожан, шкалы тревоги Тейлора.
  • Проективные методики Несуществующее животное, Дом. Дерево. Человек, которые позволяют выявить скрытые страхи и переживания подростка.
  • Наблюдение за поведением ребенка психологом в процессе общения, во время выполнения заданий.
  • Опрос родителей о поведенческих реакциях подростка, его эмоциональном состоянии, жалобах на соматические симптомы.

При выраженной тревожности, подозрении на психическое заболевание может потребоваться консультация детского психиатра или невролога.

Психотерапия и медикаментозное лечение

Для коррекции тревожности у подростков применяются методы психотерапии:

  • Когнитивно-поведенческая терапия - направлена на изменение дезадаптивных убеждений, которые лежат в основе тревожных переживаний, формирование навыков конструктивного реагирования на стресс.
  • Арт-терапия – снятие напряжения и тревоги с помощью творческой деятельности (рисование, лепка, музыкотерапия).
  • Игровая терапия - в игровой форме моделируются и отреагировываются ситуации, вызывающие страхи.

Медикаментозное лечение применяется при тяжелых формах или в составе комплексной терапии. Назначаются препараты из группы антидепрессантов, транквилизаторов.

Важно понимать, что медикаменты должен назначать врач после обследования. Самостоятельный прием может навредить.

Профилактика и помощь родителей

Чтобы предотвратить или снизить тревожность у подростков, родителям рекомендуется:

  • Поддерживать доверительные, дружеские отношения с ребенком. Важно, чтобы подросток мог поделиться переживаниями без боязни осуждения.
  • Избегать гиперопеки и повышенных требований, которые создают давление. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.
  • Совместно отмечать достижения подростка, фокусироваться на его сильных сторонах. Это поможет повысить самооценку.
  • Обращать внимание на сигналы тревожности у подростков на ранних этапах и обеспечивать поддержку – психологическую, а в сложных случаях медикаментозную.

Если тревожное состояние уже сформировалось, важно проявлять терпение и не ругать ребенка за его страхи, не обвинять в плохом поведении. Не стоит транслировать собственную тревогу. Лучше помочь подростку разобраться в своих чувствах и найти способы справиться с ними.

Особенности тревожности в разные возрастные периоды

Проявления тревожности у подростков меняются с возрастом:

  • В предподростковом возрасте (9-12 лет) тревожность чаще выражается в форме специфических страхов - темноты, одиночества, кошмарных сновидений. Отмечается общая неуверенность в себе.
  • В 13-15 лет на первый план выходит социальная тревожность – страх совершить ошибку, быть осмеянным одноклассниками. Растет беспокойство по поводу своей внешности.
  • В старшем подростковом возрасте (16-18 лет) возникают экзистенциальные страхи - боязнь будущего, одиночества. Усиливается озабоченность состоянием физического и психического здоровья.

Пути преодоления тревоги и обретения уверенности

Чтобы справиться с тревожностью у подростков, ребенку важно:

  • Научиться распознавать иррациональные мысли, которые усиливают тревогу. Например: Все будут смеяться надо мной, Я точно все забуду. Затем заменить их на более рациональные и успокаивающие.
  • Освоить техники релаксации – дыхательные упражнения, мышечное расслабление, визуализацию приятных образов. Они помогут сбросить напряжение.
  • Постепенно наращивать толерантность к тревожным ситуациям. Например, сначала выступать перед небольшой группой одноклассников, затем перед более многочисленной аудиторией.

Также важно заниматься творчеством, спортом, общаться с друзьями, получать эмоциональную поддержку близких. Это поможет значительно укрепить уверенность в себе и снизить тревожность у подростков.

Комментарии