Анкетирование - это современный шаг в маркетинговой политике
Современный рынок товаров и услуг переживает серьёзную конкурентную борьбу за потребителя. Чтобы работать более эффективно, большинство фирм-производителей, поставщиков реальной продукции или нематериальных услуг, используют разнообразную маркетинговую политику, применяют креативные методы работы с персоналом и клиентами, потребителями реальными и потенциальными. Одним из эффективных инструментов маркетинга и рекламы, завоевавших широкую популярность, стало анкетирование, или опрос.
Особенности метода
- Анкетирование – это сбор определённой информации в зависимости от целей его проведения и организации, которая этим занимается. Оно весьма широко применяется в политике, психологии и социологии, педагогике и при профориентации, для подбора кадров в той или иной организации, в диагностике спроса и потребления на рынке труда и производства.
- Традиционно анкетирование – это ответы на заранее составленные вопросы, которые должны осветить интересующую сторону проблемы, представить общую или детальную картину, предоставить необходимую информацию. После изучения результатов анкетирования подводятся определённые итоги, производятся математические или статистические выкладки и делаются те или иные выводы.
- Понятно, что анкетирование – это работа именно с опросным листом, вопросы в нём сгруппированы особым образом. А ответы должны быть либо однозначными, типа «да/нет» (анкеты закрытые), либо в произвольной форме, которые могут содержать элементы аргументирования (открытые).
- И, наконец, анкетирование – это такой вид опроса, который может проводиться непосредственно с людьми (очное, прямое) или же в заочной форме по телефону, интернету, дистанционно. Оно бывает устным или письменным, а также невербальным – в виде рисунков, графиков, схем и т.д. Кроме того, анкетирование бывает однократным, т.е. проводится один раз по какому-либо поводу (например, выпуск нового вида продукции, новой серии товаров), и динамическим, многократным (опрос общественного мнения по какому-либо политическому поводу). В последнем случае появляется возможность прогнозировать те или иные действия или события (опрос в процессе предвыборной кампании).
Анкетирование и рынок
Виды анкетирования
Опрос можно производить в самых разных видах:
- Интернет-анкетирование, когда опросники рассылаются пользователям интернет-магазинов, специальных форумов или просто обладателям реальных электронных адресов. Оно может быть оплачиваемым или бесплатным – в зависимости от политики компании.
- Опрос покупателей в магазинах или на рынке, по месту непосредственных покупок-продаж.
- Опрос через анкеты, рассылаемые по почте.
- Анкетирование методом телефонных разговоров или смс.
- Опрос экспертов.
- Опосредованное изучение интересов и потребностей общей массы покупателей.
- Анкетирование потребителей из определённой возрастной или социальной группы.
- Торговый аудит и система оценивания.
Важно!
Собираясь проводить опрос, всегда следует помнить, что анкетирование – дело сугубо добровольное, чаще всего анонимное, и принудительного элемента не допускает. Наоборот, чтобы привлечь людей участвовать в опросе, многие организации используют в своей работе поощрительный элемент: при заполнении листа участников акции ждёт подарок или скидка на товар. Такой вид называется промоакцией и позволяет не только получить нужные сведения, но и реализовать не особо ходовую продукцию.