Что такое дислексия? Почему возникает это недуг?

Дислексия представляет собой специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в осуществлении этого сложного вида речевой деятельности. Дислексия характеризуется устойчивостью допускаемых ошибок при чтении и повторяемостью их изо дня в день.

Согласно статистическим данным, дислексией страдают около 5% детей. Чаще всего это нарушение встречается у мальчиков в возрасте 6-10 лет. Диагностика дислексии основывается на выявлении специфических ошибок при чтении и определении несформированных звеньев в структуре речевой и познавательной деятельности. Для эффективного преодоления дислексии необходимо проведение систематической коррекционной работы с ребенком.

В данной статье подробно рассматриваются возможные причины возникновения дислексии, ее основные симптомы и варианты, методы диагностики, а также традиционные и инновационные подходы к коррекции этого распространенного нарушения письменной речи.

Причины и механизмы возникновения дислексии

Дислексия у детей– это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Биологические причины дислексии связаны с минимальной мозговой дисфункцией, обусловленной воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка. В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга может инициировать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, интоксикации. Дислексия чаще всего развивается на фоне несформированности устной речи – фонетико-фонематического недоразвития или общего недоразвития речи.

В патогенезе дислексии нарушается последовательность и единство процессов зрительного, речедвигательного и речеслухового анализа и синтеза при чтении. С психологической точки зрения при дислексии отмечается парциальная задержка развития психических функций, обеспечивающих процесс чтения, в первую очередь – зрительного гнозиса, фонематического восприятия, мнестических процессов.

Классификация и основные симптомы дислексии

По ведущим проявлениям дислексии различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов). По нарушенным механизмам выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную дислексии.

  • Фонематическая дислексия проявляется в заменах и смешениях фонем, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слов.
  • Семантическая дислексия характеризуется нарушением понимания прочитанного при правильном техническом чтении.
  • При аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение грамматических форм слов.

Для мнестической дислексии характерно смешение и замены букв из-за нарушения их запоминания. Оптическая дислексия проявляется в смешении графически сходных букв. При тактильной дислексии, встречающейся у незрячих, отмечается смешение тактильно похожих букв азбуки Брайля.

Методы диагностики дислексии

Диагностика дислексии включает логопедическое обследование состояния устной речи, письма, чтения, неречевых функций и изучение анамнеза ребенка. Логопед анализирует особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики, выясняет успеваемость по русскому языку.

  • При необходимости проводится медицинская диагностика - консультации невролога, офтальмолога, ЭЭГ, ЭхоЭГ для выявления органических причин дислексии.
  • Используются специальные логопедические пробы на исследование фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, зрительного гнозиса и пространственных представлений.

Для диагностики дислексии применяются стандартизированные методики: тесты на чтение (чтение текста вслух, про себя, ответы на вопросы), письмо под диктовку, списывание. Анализируются специфические ошибки чтения и письма.

Традиционные и нестандартные подходы к коррекции дислексии

Традиционная система логопедической коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу по развитию нарушенных компонентов устной речи (фонематических процессов, лексико-грамматического строя, связной речи) и неречевых функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, внимания, памяти).

  • Используются специальные упражнения и игры для автоматизации навыка чтения, работа с деформированным текстом.
  • Нестандартный подход предлагает методика Р.Д. Дейвиса - визуализация печатных слов и символов для преодоления трудностей чтения.

Результат коррекции дислексии зависит от раннего начала занятий, поэтому важна профилактика в дошкольном возрасте - развитие зрительно-пространственных и мнестических функций, речи, моторики.

Прогноз и профилактика дислексии

Несмотря на то, что дислексия часто называют «проблемой гениев», поскольку ей подвержены многие выдающиеся личности, эта патология требует своевременной коррекции. От этого зависит школьная и профессиональная успешность человека, его самооценка и взаимоотношения с окружающими.

  • Чем раньше начинается целенаправленная логопедическая работа с ребенком, тем лучше прогноз по преодолению дислексии.
  • Необходим комплексный подход с привлечением специалистов - логопеда, психолога, дефектолога, невролога.

Профилактика дислексии проводится в дошкольном возрасте путем развития зрительно-пространственных функций, речи, моторики. Важно своевременное выявление речевой патологии и проведение коррекционной работы перед началом школьного обучения.

Нейропсихологические механизмы дислексии

С нейропсихологической точки зрения, дислексия возникает вследствие нарушения мозговых механизмов, обеспечивающих процесс чтения.

  • Это связано с дисфункцией левого полушария, ответственного за речевые процессы - при дислексии страдает функциональное взаимодействие между затылочными, теменными и височными отделами коры головного мозга.
  • Также возможно преобладание правополушарных стратегий переработки зрительно-пространственной информации над левополушарными - речевыми.

С позиции нейропсихологии, дислексия является следствием нарушения межполушарного взаимодействия и межцентральных связей в процессе формирования навыка чтения.

Роль наследственности в возникновении дислексии

Ряд исследований указывает на генетическую предрасположенность к дислексии. Отмечается высокая частота случаев нарушений письменной речи у родственников детей с диагнозом дислексия. Предполагается связь дислексии с особенностями латерализации полушарий и преобладанием правополушарных стратегий обработки информации, которые могут передаваться по наследству.

  • Также есть данные об ассоциации генов DCDC2, KIAA0319, DYX1CI с риском развития дислексии.
  • Однако влияние одних лишь генетических факторов недостаточно для формирования дислексии - необходимо сочетание с неблагоприятными условиями среды.

Наследственность создает лишь предрасположенность к дислексии, тогда как реализация этой предрасположенности зависит от совокупности внешних факторов и индивидуального развития ребенка.

Влияние дислексии на психоэмоциональное состояние ребенка

У детей с дислексией часто наблюдается снижение успеваемости, особенно по чтению и письму. Это приводит к формированию негативного отношения к учебе, снижению мотивации и интереса к обучению. Что такое дислексия, проявляется в ошибках при чтении и на письме, которые вызывают насмешки со стороны сверстников.

  • Ребенок с дислексией испытывает тревогу и беспокойство при чтении вслух на уроке или при ответе у доски.
  • У него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь неудачи и критики.

Дислексия у детей приводит к нарушениям коммуникации со сверстниками и взрослыми. Ребенок становится молчаливым, пассивным, избегает коллективных мероприятий. У него могут возникнуть повышенная раздражительность, агрессия или депрессивные состояния.

Проблемы с чтением и письмом Снижение успеваемости по этим предметам
Насмешки сверстников Тревога, снижение самооценки

Что такое дислексия для ребенка - это мощный стрессовый фактор, влияющий как на учебную деятельность, так и на эмоциональное благополучие. Поэтому очень важна своевременная диагностика этого расстройства и адекватная логопедическая помощь.

Особенности обучения детей с дислексией

Дети с дислексией нуждаются в особых подходах при обучении. Учитывая, что дислексия - это расстройство навыков чтения, основная задача - адаптировать процесс чтения и усвоения информации из текстов.

Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий, связанных с чтением и письмом. Следует давать им отдельные инструкции и при необходимости повторять задание, предоставлять дополнительное время для ответа.

Очень важно создать комфортную психологическую обстановку в классе, чтобы ребенок с дислексией не боялся совершить ошибку или получить низкую оценку. Педагоги должны поощрять малейшие успехи таких детей.

  • Не проверять навыки чтения вслух перед всем классом, лучше делать это индивидуально.
  • Разрешить пользоваться аудиокнигами, ребенок может слушать материал, если ему тяжело читать самостоятельно.

Для облегчения восприятия письменной информации рекомендуется использовать крупный шрифт (16-20 пунктов), двойной интервал. Текст лучше разбивать на небольшие абзацы, выделяя опорные слова.

Также полезно применять мнемотехнические приемы: иллюстрации, опорные схемы, ассоциации, которые облегчат детям с дислексией процесс чтения и понимания информации.

Как правило, требуется снижение учебной нагрузки для таких детей и освобождение от ряда предметов, не являющихся профильными. Главная задача - вызвать интерес к учебе и поддержать самооценку ребенка.

Современные методы нейровизуализации в диагностике дислексии

Для того, чтобы определить дислексию в каждом конкретном случае, в современной медицине активно используются методы нейровизуализации - получения изображений структур головного мозга.

К таким методам относится прежде всего магнитно-резонансная томография (МРТ). Она позволяет детально рассмотреть особенности анатомического строения различных отделов мозга, выявить возможные отклонения.

Еще один распространенный метод – позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В основе ПЭТ лежит регистрация излучения от вводимых в организм специальных меченных молекул. Это дает информацию об уровне метаболизма в тканях мозга.

  • Данные МРТ и ПЭТ помогают установить локализацию поражения мозга при дислексии.
  • Также можно оценить степень выраженности морфофункциональных нарушений.

Еще одна группа методов диагностики дислексии - это методы нейрофизиологического исследования. К ним относятся:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация электрической активности мозга.
  • Вызванные потенциалы головного мозга — реакции на раздражители.
  • Окулограмма – регистрация движений глаз.

Эти методы позволяют зафиксировать отклонения в работе центральной нервной системы, характерные для дислексии. По совокупности нейровизуализационных и нейрофизиологических данных ставится развернутое заключение о состоянии ребенка, степени выраженности дислексии, прогнозе и рекомендациях по коррекционной работе.

Роль логопеда в преодолении дислексии

Логопед играет важнейшую роль в работе с детьми, имеющими диагноз «дислексия». Для того, чтобы понять что такое дислексия в каждом конкретном случае и разработать программу коррекции, логопед проводит детальное обследование ребенка.

На первом этапе изучается анамнез, выявляются факторы, которые могли способствовать возникновению дислексии. Затем исследуется состояние речевых и неречевых функций: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Также логопед оценивает уровень сформированности психических функций, обеспечивающих процесс чтения: зрительного восприятия, пространственных представлений, мнестической деятельности, внимания, мышления. По результатам обследования делаются выводы о характере дислексии.

  • Определяется ведущий механизм нарушения чтения: фонематический, аграмматический, мнестический и т.д.
  • Устанавливается структура дефекта чтения: литеральная или вербальная дислексия.

После этого логопед составляет план дальнейшей коррекционной работы с ребенком, который включает:

  1. Развитие нарушенных компонентов устной речи, прежде всего фонематических процессов.
  2. Коррекцию дефектов звукопроизношения.
  3. Расширение словарного запаса ребенка.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Обучение связной речи на основе работы над текстом.
  6. Тренировку психических функций, обеспечивающих процесс чтения (памяти, внимания и др.).

Параллельно проводится работа непосредственно над техникой чтения: сначала по слогам, затем целыми словами. Важно добиваться не только правильного, но и осознанного чтения с пониманием смысла прочитанного текста.

В сложных случаях логопед может рекомендовать медикаментозную поддержку (например, препараты, улучшающие мозговое кровообращение), а также продолжить занятия с дефектологом, нейропсихологом. Важна комплексная работа всех специалистов.

Комментарии