Церковная реформа Петра 1 – утверждение абсолютизма

В утверждении абсолютизма важную роль играла церковная реформа Петра 1. Позиция Православной церкви России на вторую половину 17-го столетия была достаточно прочной. На то время она смогла сохранить в отношении царской власти административную, судебную и финансовую автономию. Политика, которую проводили последние патриархи церкви, была направлена на укрепление данных позиций. Речь идет о Иоакиме и Адриане.

Церковная реформа Петра 1: кратко о главном

Из данной реформы максимально выжимали средства на проведение государственных программ различного характера. Во время правления Петра прежде всего средства необходимы были на возведение флота (так называемое «кумпанство»). После того как русский царь путешествует в составе Великого посольства, его новой проблемой становится полное подчинение Русской церкви царской власти.<!--[endif]-->

Церковная реформа Петра стартовала после смерти Адриана. Тогда царь издал указ о проведения ревизии в Патриаршем доме, где нужно было переписать все имущество. По результатам ревизии царь отменяет проведение следующих выборов патриарха. На пост «местоблюстителя патриаршего престола» русским царем назначается митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 году был образован Монастырский приказ, по которому в этот период управляли церковными делами. Таким образом, церковь теряет свою независимость от царской власти, а также право на распоряжение церковной собственностью.

Просветительская идея о благе общества, в которой необходим продуктивный труд всего общества в целом, разворачивает наступление на монастыри и монахов. Церковная реформа Петра 1 – это, помимо всего прочего, ограничение количества монахов, что отмечено в царском указе, изданном в 1701 году. Для того чтобы получить разрешение на постриг, необходимо было обратится в Монастырский приказ. Со временем у Петра появляется идея в монастыре создать приюты для нищих и отставных солдат. Петр Великий в 1724 году издает указ, согласно которому, в монастыре количество монахов напрямую зависит от количества людей, за которыми они должны ухаживать.

Те отношения, которые сложились между церковью и царской властью, результатом которых стала Церковная реформа Петра 1, требовали нового оформления с юридической точки зрения. Видный деятель эпохи Петра Первого Феофан Прокопович составил в 1721 году Духовный регламент, которым было предусмотрено уничтожение патриаршего института и создание нового органа под названием «Духовная коллегия». Спустя некоторое время официальное управление в правах Сенатом изменило название на «Святейший правительственный Синод». Именно создание Синода и стало стартом абсолютистского периода в истории России. В данный период вся власть, и церковная в том числе, находилась в руках государя - Петра Великого.

Церковная реформа Петра 1 священнослужителей превратила в государственных чиновников. Ведь в этот период даже за Синодом надзирало светское лицо, так называемый обер-прокурор.

Комментарии