Паромная переправа в Керчи - стратегически важный маршрут для Крыма

Паромная переправа через Керченский пролив соединяет Крымский полуостров с Краснодарским краем России. Она находится в самой узкой части пролива между портами Крым и Кавказ и имеет огромное стратегическое значение.

Эта переправа позволяла осуществлять железнодорожное и автомобильное сообщение между Крымом и материковой частью России. Она играла ключевую роль в обеспечении Крыма всем необходимым.

История создания и основные этапы развития паромной переправы

Керченская паромная переправа через Керченский пролив была открыта в 1954 году. Она соединяет порты "Крым" в Керчи и "Кавказ" на Таманском полуострове и на протяжении многих лет играла ключевую роль в транспортном сообщении Крыма с материковой частью России.

Первые упоминания о переправе через Керченский пролив относятся к античным временам. В 1944 году, после освобождения Крыма, через пролив был построен временный железнодорожный мост, прослуживший всего несколько месяцев. В начале 1950-х годов началось строительство портов, а 22 сентября 1954 года состоялось торжественное открытие Керченской паромной переправы.

Первоначально на линии работали 4 железнодорожных парома проекта 723, построенные на судостроительном заводе «Севмаш». Они могли перевозить до 16 товарных или 8 пассажирских вагонов. Железнодорожное сообщение через переправу просуществовало до конца 1980-х годов, когда старые паромы были признаны небезопасными для пассажиров.

В 1975 году для переправы был построен первый автомобильный паром «Керченский-1», а в 1978 году - второй автомобильный паром «Керченский-2». Они упростили работу переправы зимой, расчищая лед для других судов. В 1980-е годы парк пополнился еще несколькими автопаромами.

После распада СССР переправа стала международной. В 1990-е - 2000-е годы предпринимались попытки возродить железнодорожное сообщение с помощью новых паромов, но они не увенчались успехом из-за технических проблем. Лишь в 2004 году удалось запустить регулярные грузовые железнодорожные рейсы через Керченский пролив.

В 2014 году, после присоединения Крыма к России, пассажиропоток через Керченскую переправу резко вырос. Для его обеспечения на линию заходили арендованные греческие паромы. Были реконструированы причалы и увеличена пропускная способность. В том же году возобновилось пассажирское железнодорожное сообщение.

Однако после открытия Крымского моста в 2018 году автомобильное и пассажирское сообщение через Керченскую переправу практически сошло на нет. Последний рейс железнодорожного парома состоялся в 2020 году. Так завершилась история этого стратегически важного транспортного маршрута.

Таким образом, Керченская паромная переправа прошла путь от своего открытия в середине XX века до полного закрытия в 2020 году. На протяжении десятилетий она служила ключевой транспортной артерией Крыма, пока ее функцию не взял на себя Крымский мост.

Значение переправы для транспортного сообщения с Крымом

Керченская паромная переправа играла чрезвычайно важную роль в транспортном сообщении Крыма с материковой частью России и Украины на протяжении десятилетий.

Она позволяла значительно сократить путь для грузов, следующих в Крым из центральных, южных и восточных регионов обеих стран. Без переправы пришлось бы делать большой крюк через мосты в районе Херсона, что увеличило бы расстояние на сотни километров.

Для пассажирского сообщения переправа также имела большое значение. Через нее проходило множество пассажирских поездов дальнего следования и пригородные электрички, соединявшие Крым с Краснодарским краем. Это позволяло жителям полуострова быстро и комфортно добираться в крупные города материковой России.

Огромный поток автотранспорта также шел через Керченскую переправу. Легковые и грузовые автомобили, автобусы - все они использовали ее для быстрой доставки пассажиров и грузов в Крым и обратно. Автомобильная очередь на переправу порой растягивалась на километры.

Без переправы туристическая привлекательность Крыма была бы значительно ниже. Миллионы отдыхающих из России и Украины добирались на полуостров именно через Керченскую переправу. Удобная транспортная доступность региона являлась важным фактором его популярности.

Паромы переправы играли важную роль и в зимнее время, обеспечивая ледокольную проводку судов по Керченскому проливу. Без их помощи судоходство в проливе в зимний период было бы крайне затруднено.

Таким образом, на протяжении многих десятилетий Керченская переправа служила жизненно важной транспортной артерией, обеспечивающей пассажирское и грузовое сообщение Крыма с материком. Она интегрировала полуостров в транспортную систему России и Украины и во многом определяла особенности социально-экономического развития региона.

Паромы, использовавшиеся на линии

На Керченской паромной переправе в разные годы использовался весьма разнообразный флот паромных судов.

Первоначально, в 1950-х годах, на линии работали 4 железнодорожных парома проекта 723 постройки судостроительного завода «Севмаш». Они носили имена «Восточный», «Заполярный», «Северный» и «Южный». Эти суда могли перевозить до 16 товарных или 8 пассажирских вагонов.

В 1970-1980-х годах для переправы были построены несколько автомобильных паромов-ледоколов типа «Керченский», в том числе «Керченский-1» и «Керченский-2». Они обеспечивали круглогодичную работу переправы.

В 1980-х - 2000-х годах паромный флот пополнился такими судами, как «Ейск», «Тамань», «Радуга», «Николай Аксененко». Это были современные автопаромы, рассчитанные на перевозку легкового и грузового автотранспорта.

После вхождения Крыма в состав России, в 2014 году, для увеличения пропускной способности переправы, на линию зашли арендованные греческие паромы: «Ионас», «Олимпиада», «Протопорос-IV» и другие. Также использовались возвращенные в строй старые железнодорожные паромы «Анненков» и «Петровск».

Таким образом, флот Керченской паромной переправы постоянно обновлялся в соответствии с растущими объемами пассажирских и грузовых перевозок. На линии в разные годы работали десятки разных паромных судов.

Причины упадка и закрытия переправы после открытия Крымского моста

После открытия автомобильного движения по Крымскому мосту в мае 2018 года пассажиропоток через Керченскую паромную переправу резко сократился. Легковые автомобили и автобусы переориентировались на новый мостовой переход.

К октябрю 2018 года, когда для грузовиков также открылось движение по Крымскому мосту, перевозки большегрузов через паромную переправу практически прекратились. Грузовые автоперевозчики предпочли новый, более быстрый и удобный маршрут.

С открытием железнодорожного сообщения по Крымскому мосту в декабре 2019 года пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки через Керченскую переправу также сошли на нет. Поезда и составы пошли по новой мостовой ветке.

Таким образом, запуск Крымского моста фактически лишил Керченскую паромную переправу прежнего трафика. Если раньше через нее перевозили миллионы пассажиров и сотни тысяч транспортных средств в год, то после 2018 года эти показатели стремительно пошли на спад.

При этом Керченская переправа еще некоторое время продолжала функционировать. Паромы использовались для перевозки негабаритных грузов, которые не могут пройти по мосту, а также военной техники и эшелонов.

Однако постепенное падение спроса привело к тому, что поддерживать работу переправы становилось экономически нецелесообразно. Поэтому 28 сентября 2020 года паромная переправа через Керченский пролив была остановлена окончательно.

Таким образом, открытие Крымского моста, обладающего большей пропускной способностью, сделало Керченскую паромную переправу неконкурентоспособной и привело к ее закрытию после почти 70 лет работы.

Комментарии