Гиперактивность - это что в психологии? Рассмотрим механизм расстройства внимания
Гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), - одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте. По статистике, им страдают от 5 до 10% детей во всем мире. Это комплекс нарушений, проявляющийся в повышенной двигательной активности, импульсивности, невнимательности и отвлекаемости.
Гиперактивность значительно осложняет не только процесс обучения, но и социализацию ребенка. Дети с СДВГ часто конфликтуют со сверстниками, испытывают трудности с выполнением заданий, у них снижена усидчивость и способность к концентрации внимания. Однако своевременная диагностика и правильно подобранная терапия позволяют добиться стойкого улучшения.
Как проявляется гиперактивность у ребенка
Гиперактивность у ребенка проявляется в повышенной двигательной активности, непоседливости, невозможности спокойно сидеть или стоять на одном месте. Такие дети постоянно бегают, прыгают, ерзают, не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Они часто встают со своего места во время уроков, мешают одноклассникам. У них повышен уровень отвлекаемости, они с трудом концентрируют внимание на чем-то одном.
Кроме того, гиперактивность это расстройство, проявляющееся в импульсивности поведения. Такие дети действуют, не задумываясь о последствиях, не могут дождаться своей очереди. Они часто прерывают разговоры взрослых, вмешиваются в чужие игры. Из-за импульсивности они нередко попадают в неприятные и опасные ситуации.
Еще одним проявлением гиперактивности является эмоциональная неустойчивость. Такие дети очень быстро переходят от смеха к слезам и обратно, у них часто бывают вспышки гнева. Им трудно сдерживать свои эмоции. Все это мешает наладить контакты со сверстниками и учителями.
Причины возникновения гиперактивности у детей
Существует несколько основных причин возникновения гиперактивности у детей. Во-первых, это генетическая предрасположенность. Если у родителей в детстве наблюдалась повышенная активность и невнимательность, вероятность развития этих черт у ребенка значительно выше. Также к генетическим факторам относят нарушения обмена нейромедиаторов в головном мозге.
Во-вторых, одной из возможных причин являются осложнения и травмы во время беременности и родов, например, асфиксия плода, преждевременные роды. Это может привести к повреждениям головного мозга ребенка и в дальнейшем проявиться в виде гиперактивности и дефицита внимания.
Немаловажную роль играет неблагоприятная экологическая и социальная среда. Загрязнение окружающей среды токсинами и тяжелыми металлами, неполноценное питание беременной женщины могут стать причиной отклонений в развитии плода. А нестабильность в семье, конфликты и стрессы также негативно влияют на формирование нервной системы ребенка.
В-третьих, существенную роль играет несбалансированное питание, избыток сахара, пищевых добавок, красителей и консервантов. Это приводит к нарушению обменных процессов в организме ребенка.
Таким образом, гиперактивность - это комплексное мультифакторное расстройство, на развитие которого влияют как генетические, так и средовые факторы на всех этапах взросления ребенка.
Диагностика гиперактивности: обследование у психоневролога
Диагностика гиперактивности у детей включает в себя сбор анамнеза (данных о развитии ребенка, особенностях его поведения и самочувствия), беседу с родителями, наблюдение за поведением ребенка, а также ряд психологических и нейропсихологических тестов. Все это позволяет психоневрологу сделать заключение о наличии или отсутствии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
При сборе анамнеза важно выяснить, были ли в семье случаи СДВГ, как протекала беременность и роды, особенности раннего развития ребенка. Родители описывают конкретные проявления гиперактивности, невнимательности, импульсивности. Эта информация помогает специалисту составить общее представление о проблеме.
Затем проводится клиническая беседа непосредственно с ребенком, во время которой психоневролог наблюдает за его поведением, особенностями речи и мышления. Он оценивает уровень активности, внимания ребенка, его способность сосредоточиться на беседе.
После беседы используется комплекс диагностических методик: тесты на IQ и уровень развития когнитивных функций (память, внимание, мышление), личностные опросники, проективные тесты. С помощью этих тестов уточняется картина нарушений. Например, гиперактивность чаще всего сопровождается снижением таких когнитивных функций, как рабочая память, концентрация и переключение внимания, регуляция и контроль поведения.
Методы лечения детской гиперактивности
Основными методами лечения детской гиперактивности являются медикаментозная терапия, психологическая коррекция и изменение условий воспитания ребенка. Эти методы обычно комбинируют для достижения лучшего эффекта.
Медикаментозное лечение назначается в тех случаях, когда проявления СДВГ значительно нарушают жизнь и развитие ребенка. Препараты, которые назначает врач (чаще всего это психостимуляторы), помогают нормализовать уровень нейромедиаторов в головном мозге, что улучшает внимание и снижает гиперактивность.
Психологическая коррекция включает индивидуальные и групповые занятия с психологом, на которых ребенок учится регулировать свое поведение и эмоции, концентрировать внимание. Применяются поведенческий тренинг, арт-терапия, телесно-ориентированные методы. Такие занятия обучают ребенка навыкам самоконтроля.
Очень важно оптимизировать условия жизни и воспитания гиперактивного ребенка. Родителям и педагогам рекомендуют придерживаться четкого распорядка дня, поощрять ребенка за успехи, организовывать ему регулярные физические нагрузки. Структурированный и последовательный подход к обучению и воспитанию улучшает состояние таких детей.
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Родители играют важнейшую роль в успешном лечении и адаптации гиперактивного ребенка. Прежде всего, они должны принять особенности ребенка, проявлять терпение и не ругать его за чрезмерную подвижность и непоседливость. Нужно помнить, что гиперактивность - это состояние, требующее особого подхода, а не недостаток воспитания.
Родителям важно придерживаться рекомендаций специалистов по созданию оптимального режима дня, организации пространства дома и условий для занятий. Следует ограничивать время, проведенное за компьютером и телефоном, но поощрять подвижные игры, спорт, прогулки.
- Похвала и поддержка мотивируют гиперактивного ребенка значительно лучше, чем наказания
- Для лучшей концентрации внимания нужно использовать наглядные пособия, схемы
- Объяснять задания нужно коротко, четко и наглядно
Семья играет ключевую роль в формировании полноценной личности такого ребенка. Поэтому крайне важно обеспечить благоприятную, спокойную, терпимую атмосферу в семье для оптимального развития гиперактивного ребенка.
Коррекционные занятия с психологом при гиперактивности
Коррекционные занятия с детским психологом играют важную роль в комплексной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они помогают выработать навыки саморегуляции, сконцентрировать внимание, предотвратить вторичные личностные проблемы у таких детей.
На индивидуальных занятиях с психологом ребенок учится осознавать свои эмоции, распознавать чувства других людей по вербальным и невербальным проявлениям. Ему помогают научиться контролировать негативные эмоциональные всплески.
Также на занятиях формируются навыки произвольной регуляции деятельности с помощью упражнений на концентрацию внимания, тренировки рабочей памяти. Поведенческий тренинг обучает ребенка навыкам самоконтроля в разных ситуациях.
Коррекционные занятия обычно проходят в игровой форме, с использованием арт-терапевтических, театральных техник. Это помогает заинтересовать ребенка, построить продуктивный контакт с ним. Гиперактивность - это особое состояние, требующее специальных методов психолого-педагогического воздействия.
Прогноз при своевременном лечении СДВГ
При своевременной диагностике и правильно подобранном лечении, прогноз при синдроме дефицита внимания и гиперактивности благоприятный. У 70% детей симптомы значительно уменьшаются, и к подростковому возрасту они могут исчезнуть совсем или проявляться в минимальной степени.
К сожалению, у 30% детей симптомы СДВГ сохраняются и во взрослом возрасте. Однако если ребенок получал адекватную медикаментозную и психолого-педагогическую помощь, у него развиваются компенсаторные механизмы и навыки саморегуляции.
Дети с гиперактивностью имеют хорошие шансы на успешную социальную адаптацию и профессиональную самореализацию, если им удалось развить способности концентрировать внимание на необходимых вещах, контролировать поведенческие импульсы, выстраивать отношения с другими людьми.
Если же симптомы СДВГ остаются некорректируемыми, во взрослом возрасте высок риск социальной дезадаптации, трудностей в обучении и карьере, злоупотребления психоактивными веществами, депрессии. Но с помощью психологов такие люди могут научиться использовать сильные стороны своего характера и компенсировать недостатки, обусловленные особым свойством нервной системы.
Профилактика гиперактивности у детей
Гиперактивность - это расстройство внимания в психологии, которое может негативно сказываться на развитии ребенка. Чтобы предотвратить развитие гиперактивности или минимизировать ее проявления, родителям и педагогам рекомендуется придерживаться следующих профилактических мероприятий:
- Создать для ребенка комфортные бытовые условия - режим дня, сбалансированное питание, регулярный отдых.
- Организовать для ребенка физические нагрузки и занятия спортом, желательно на свежем воздухе.
- Исключить из рациона продукты и напитки, негативно влияющие на активность ребенка - сладости, фастфуд, газированные напитки.
- Устраивать ребенку эмоциональные разгрузки - игры, прогулки, творческие занятия.
- Не перегружать ребенка информацией и занятиями, давать ему время на отдых и восстановление сил.
Для профилактики гиперактивности важно также создавать для ребенка позитивную психологическую атмосферу дома и в школе: поощрять успехи, не ругать за ошибки, общаться спокойно и доброжелательно. Следует избегать ситуаций, вызывающих у ребенка сильные отрицательные эмоции.
Таким образом, гиперактивность - это расстройство, которому можно во многом предупредить при помощи правильной организации быта, режима дня, питания и занятий ребенка, а также создания для него благоприятной психологической атмосферы.