Флортайм терапия: целительное воздействие игры

Флортайм или игровая терапия на полу – это методика, разработанная доктором Стенли Гринспеном в рамках концепции DIR. Она направлена на развитие эмоциональных и коммуникативных навыков ребенка через игру и личное взаимодействие со взрослым.

В основе Флортайм лежит идея о том, что именно игра является естественной средой развития для ребенка. Поэтому специалист подстраивается под интересы ребенка и через совместную игровую деятельность помогает наращивать его способности.

Методика Флортайм эффективно используется для гармоничного развития детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями эмоционально-коммуникативной сферы.

Цели и задачи методики

Флортайм терапия – это один из наиболее эффективных способов оказания комплексной помощи детям с особенностями развития. Она является практической частью концепции DIR и направлена на развитие эмоциональных и функциональных возможностей ребенка через игру и взаимодействие. Основная цель этого подхода - наладить контакт с ребенком, создать с ним теплые эмоциональные отношения и использовать его естественные интересы для обучения и развития.

Флортайм терапия преследует следующие задачи:

  • Повысить саморегуляцию ребенка (концентрацию внимания, уравновешенность).
  • Наладить взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  • Развить навыки коммуникации – от простого обмена сигналами до сложного символического общения.
  • Сформировать у ребенка основы логического и абстрактного мышления.
  • Помочь ребенку в построении целостной картины мира и собственного Я.
  • Сгладить поведенческие и эмоциональные проблемы (страхи, агрессию).
  • Подготовить ребенка к обучению и социализации.

Таким образом, Флортайм терапия направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, расширение его возможностей и потенциала. Этот метод позволяет оказывать помощь детям разного возраста и с разными нарушениями развития.

Основные принципы Флортайм

Методика Флортайм базируется на нескольких ключевых принципах, которые и обеспечивают ее высокую эффективность.

  • Во-первых, это следование за ребенком и использование его естественных интересов. Специалист не навязывает свою программу, а подстраивается под потребности и желания ребенка, вовлекаясь в ту деятельность, которая нравится малышу. Это позволяет создать атмосферу доверия и комфорта.
  • Во-вторых, в ходе Флортайм терапии происходит выстраивание взаимодействия между взрослым и ребенком. Устанавливается эмоциональный контакт, обогащенный сенсорными ощущениями и обратной связью. Так формируется прочная основа для дальнейшего обучения и развития.
  • В-третьих, большое внимание уделяется развитию саморегуляции ребенка. Его учат контролировать свои эмоции, фокусировать внимание, соблюдать очередность действий. Эти навыки критически важны для успешной социализации.
  • В-четвертых, в процессе Флортайм терапии происходит гармонизация сенсорной сферы ребенка. Если у малыша есть проблемы с восприятием звуков, прикосновений, запахов, ему помогают адаптироваться к потоку сенсорных стимулов.
  • В-пятых, ребенка обучают решать простые социальные задачи в нестандартных ситуациях. Например, попросить помощи, если что-то уронил, выразить недовольство адекватным способом и т.д. Так формируются коммуникативные навыки.
  • В-шестых, большое внимание уделяется развитию гибкости мышления и поведения. Ребенка учат идти на компромисс, менять тактику, если она не работает, предлагать альтернативные решения.
  • В-седьмых, в ходе занятий развивается самосознание и самооценка ребенка. Ему помогают осознать свои чувства, мотивы, сильные и слабые стороны.
  • В-восьмых, формируются устойчивая мотивация к обучению и потребность в общении. Ребенок начинает получать удовольствие от взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • В-девятых, закладываются основы ценностной системы ребенка, понимания добра, справедливости, дружбы.
  • В-десятых, корректируются поведенческие трудности ребенка: агрессия, тревожность, страхи. Его учат выражать эмоции и разряжать напряжение безопасным способом.

Таким образом, Флортайм терапия охватывает все аспекты развития ребенка и позволяет добиться глубоких позитивных изменений в достаточно короткие сроки.

Этапы проведения занятий по методике

Занятия по методике Флортайм проходят в несколько этапов.

  • Первый этап – диагностический. Специалист проводит обследование ребенка, чтобы определить его актуальный уровень развития, интересы, проблемные зоны. Обычно на это уходит 1-3 встречи.
  • Второй этап – выстраивание эмоционального контакта. Специалист следует за ребенком, включается в его игру или другую деятельность, становится для него партнером. Здесь очень важно создать атмосферу доверия и принятия.
  • Третий этап – расширение сферы интересов ребенка. Специалист плавно расширяет круг действий, предметов, тем для обсуждения. Но по-прежнему берет за основу интересы самого ребенка.
  • Четвертый этап – развитие саморегуляции. Ребенка учат управлять своими эмоциями, желаниями, действиями. Очень важно на этом этапе научить его ждать, соблюдать очередность, следовать правилам.
  • Пятый этап – развитие навыков общения. С ребенком отрабатывают умение слушать и ждать своей очереди, задавать вопросы и отвечать на них, выражать просьбу или отказ адекватным способом.
  • Шестой этап – формирование связной речи и навыков повествования. Ребенка учат составлять рассказы о своих переживаниях, желаниях, действиях. Это важно для развития воображения и мышления.
  • Седьмой этап – развитие сюжетно-ролевой игры. Отрабатываются навыки принятия роли, построения сюжета, взаимодействия с партнерами по игре. Так развивается эмоциональный интеллект ребенка.
  • Восьмой этап – формирование логического мышления. Ребенка учат анализировать, делать выводы, понимать причинно-следственные связи. Это необходимо для усвоения абстрактных понятий.
  • Девятый этап – развитие творческих способностей. Ребенок учится нестандартно мыслить и действовать, находить оригинальные решения. Это раскрепощает его личность.
  • Десятый этап – подготовка к школе или дальнейшей социализации. Прорабатываются необходимые академические и социальные навыки. Ребенок учится жить в обществе.

В зависимости от потребностей конкретного ребенка, на каждом из этапов может быть сделан акцент. Главное правило Флортайм терапии - следовать за ребенком и развивать его сильные стороны. Тогда занятия принесут максимальную пользу.

Результаты применения методики Флортайм

Методика Флортайм при систематическом применении дает стойкий положительный эффект.

  • Во-первых, улучшается саморегуляция ребенка. Повышается устойчивость внимания, способность контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок становится более собранным и целенаправленным.
  • Во-вторых, значительно возрастает способность ребенка к общению. Улучшаются навыки как вербальной, так и невербальной коммуникации. Ребенок начинает проявлять инициативу во взаимодействии с другими.
  • В-третьих, активно развиваются когнитивные способности ребенка: восприятие, память, мышление, воображение. Он начинает лучше понимать происходящее вокруг, строить логические связи.
  • В-четвертых, формируется позитивная мотивация к обучению и познанию мира. Ребенку становится интересно узнавать что-то новое, осваивать разные виды деятельности.
  • В-пятых, повышается гибкость мышления и поведения ребенка. Он учится приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, искать компромиссы.
  • В-шестых, исчезают или ослабевают проблемы в эмоциональной сфере – тревожность, агрессивность, страхи, истерики. Ребенок обретает душевное равновесие.
  • В-седьмых, формируется адекватная самооценка и образ Я. Ребенок начинает объективно оценивать себя и свои возможности.
  • В-восьмых, развивается способность к сопереживанию и взаимопомощи. Ребенок становится более отзывчивым к другим людям.
  • В-девятых, расширяется круг интересов и увлечений ребенка за счет освоения новых видов деятельности.
  • В-десятых, активизируется воображение и творческий потенциал ребенка. Он начинает придумывать необычные идеи и воплощать их.

Таким образом, Флортайм терапия оказывает комплексное развивающее воздействие, позволяет раскрыть потенциал ребенка и подготовить его к дальнейшей социализации. Эффект от методики можно заметить уже после 1-2 месяцев занятий.

Комментарии