Как студенту улучшить память и работу своего мозга? Полезные советы
Хорошая память – мечта любого студента. Она позволяет быстрее готовиться к экзаменам, меньше времени тратить на запоминание, а главное – получать более высокие оценки. К счастью, тренировка и развитие памяти вполне реальная задача в любом возрасте благодаря пластичности мозга.
В этой статье мы разберем самые эффективные способы, как студенту улучшить свою память и мозговую активность, не отрываясь от учебы. Рассмотрим специальные упражнения, правила обучения, а также привычки и детали образа жизни, влияющие на когнитивные функции.
Как устроена память
Память - это сложная функция нашего мозга, которая позволяет хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию. Современные исследования показывают, что память не имеет какого-то определенного места в мозге. Это скорее результат работы нервных клеток и связей между ними.
Существует два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память может удерживать информацию в течение нескольких секунд или минут. Ее объем ограничен 4-7 объектами. Долговременная память позволяет хранить информацию годами. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во время фазы медленного сна.
Чем чаще мы повторяем какую-то информацию, тем прочнее закрепляются нервные связи и тем легче эта информация переходит в долговременную память. Регулярные тренировки улучшают работу и объем памяти.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте - эффективное упражнение для тренировки памяти и внимания. Это специальные таблицы, в которых числа от 1 до 25 или буквы расположены в случайном порядке. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее находить числа или буквы по порядку.
Чтобы выполнить упражнение, нужно смотреть на центральную точку таблицы и искать глазами очередное число или букву по порядку. По мере тренировок время поиска сокращается. Это упражнение развивает концентрацию внимания, улучшает периферическое зрение и скорость обработки зрительной информации.
Регулярные тренировки с таблицами Шульте помогут студенту сформировать устойчивое внимание, научиться быстро переключать фокус и улучшить запоминание нужной информации. А это очень важные навыки для успешной учебы.
Таблицы можно использовать как разминку перед занятиями, чтобы "прогреть" мозг. А также в качестве перерыва при подготовке к экзаменам, чтобы снять усталость глаз и восстановить концентрацию внимания. Регулярные тренировки помогут студенту развить память и повысить эффективность обучения.
Упражнение «4 детали»
Это упражнение направлено на развитие наблюдательности и тренировку зрительной памяти. Суть в том, чтобы выбрать любой объект - человека, здание, пейзаж - и мысленно отметить в нем 4 необычные или интересные детали.
Например, рассматривая прохожего, можно обратить внимание на форму его носа, цвет рубашки, походку и прическу. Главное - выбирать действительно нестандартные, запоминающиеся особенности. После нужно постараться запомнить эти 4 детали.
Регулярные тренировки с этим упражнением помогут студенту развить наблюдательность и улучшить зрительную память. Мозг будет лучше фиксировать визуальные образы и детали, что очень полезно при обучении.
Кроме того, это интересный способ скоротать время в транспорте или в очереди, превращая обычное наблюдение в увлекательную игру. Такие мини-тренировки памяти можно встраивать в повседневную жизнь студента, чтобы эффективно использовать каждую свободную минуту.
"Дворец памяти"
Это древняя техника запоминания больших объемов информации, придуманная еще в античные времена. Суть метода в том, чтобы представить хорошо знакомое пространство (комнату, дом, дворец) и мысленно "разместить" там элементы запоминаемой информации.
Например, готовясь к экзамену по истории, можно вообразить свой дом и по комнатам разместить ключевые даты, события и персоналии в виде ярких визуальных образов. Проходя затем по комнатам в воображении, легко воспроизвести весь материал.
Для студента этот метод очень эффективен, так как позволяет структурировать большой объем информации с помощью пространственно-образной памяти. Визуализация и связывание отдельных элементов в единую систему облегчает запоминание и воспроизведение материала.
Важный момент - использовать яркие, необычные образы и ассоциации. Чем более запоминающиеся «экспонаты» размещены в «комнатах памяти», тем легче вспомнить нужную информацию.
Регулярное применение «дворца памяти» развивает у студентов пространственное мышление, воображение и способность к визуализации. Это универсальный инструмент, который можно использовать при подготовке к любым предметам и экзаменам.
Заучивание стихов
Это традиционное и очень эффективное упражнение для тренировки памяти. Дело в том, что стихотворный текст легче запоминается благодаря ритму, рифме и эмоциональной окраске.
Процесс заучивания стихов задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную. Чтение вслух и многократное повторение текста усиливает его запоминание. При этом активизируются и тренируются разные зоны мозга.
Для студента регулярное заучивание стихотворений - отличный способ развить память, внимание и речь. Полезно выбирать небольшие по объему, но высокие по смыслу произведения. Их легко вплести в повседневную учебную деятельность.
Заученные стихи можно использовать как минуты релаксации между занятиями, чтобы разгрузить мозг. А запомнившиеся строки из любимых стихотворений помогут создавать позитивный настрой перед экзаменом.
Написание рассказов из случайных слов
Это полезное упражнение для развития воображения, творческих способностей и тренировки памяти. Суть в том, чтобы сочинять небольшие рассказы или истории, используя заданный набор слов.
Например, из слов: дерево, велосипед, облако можно придумать такой рассказ: «Егор катился на велосипеде по аллее. Вдруг налетел сильный ветер и закружил листья на деревьях. Мальчик залюбовался необычным облаком, которое напоминало огромного дракона. И тут его велосипед наехал на камень, колесо соскочило и...»
Такие творческие задания стимулируют работу мозга, заставляют искать нестандартные ассоциативные связи. А придуманная история лучше запоминается благодаря вовлеченности воображения.
Для студентов эта техника развивает гибкость мышления, способность генерировать идеи и находить решения. Регулярные тренировки улучшат вербальную память и помогут легче запоминать новую информацию по учебным предметам.
Конспектирование лекций
Эффективное конспектирование лекций - важный навык для студента, помогающий лучше воспринимать, понимать и запоминать новый учебный материал.
Во время лекции рекомендуется не пытаться дословно записывать все, а выделять ключевые моменты и фиксировать их в виде плана или схемы. Это позволяет развивать способность к обобщению информации.
Полезно оставлять поля для заметок и вопросов, которые возникли в ходе лекции. Это поможет лучше структурировать информацию при повторении.
Конспектирование тренирует активное слушание, умение отделять главное от второстепенного. Регулярная практика улучшает этот навык, развивает память и мышление студента.
График повторений
Для того, чтобы запомнить новый материал, недостаточно просто один раз его изучить. Наш мозг постоянно получает огромные объемы информации и, к сожалению, очень быстро забывает большую ее часть. Чтобы знания закрепились надолго, необходимо использовать специальный график повторений.
Суть этого метода проста: нужно повторять пройденный материал с определенной периодичностью. Например, сразу после изучения, через 15-20 минут, через несколько часов, на следующий день и так далее. Такая систематическая работа поможет информации глубоко закрепиться в памяти.
График повторений особенно эффективен, когда речь идет об объемных и сложных темах. Для кратких определений и небольших текстов может быть достаточно двух-трех повторений. А вот материал на десятки страниц лучше повторять в течение нескольких дней, чтобы запомнить его полностью.
Такой подход поможет студенту максимально эффективно использовать свое время и силы. Ведь заучивание больших объемов информации за один раз крайне сложно и часто бесполезно. А вот планомерные ежедневные повторения гарантируют отличный результат.
Поэтому, если вы хотите улучшить свою память и научиться легко усваивать новые знания, обязательно используйте график повторений. Это поможет добиться высоких результатов в учебе, не прилагая чрезмерных усилий.
Чтение вслух
Один из простых, но в то же время эффективных способов улучшить память - читать учебные материалы вслух. Это позволяет лучше сосредоточиться, структурировать информацию и запомнить ее. Давайте разберемся, почему чтение вслух так полезно.
- Во-первых, при чтении вслух мы активируем слуховую память. А чем больше органов чувств задействовано, тем легче запомнить информацию. Кроме того, произнесение текста заставляет мозг работать более интенсивно.
- Во-вторых, чтение вслух помогает сконцентрироваться. Голос и слуховое восприятие не дают отвлекаться на посторонние мысли. А значит, весь текст усваивается более внимательно.
- В-третьих, при чтении вслух легче выделить ключевые моменты и запомнить структуру материала. Медленное произнесение позволяет как бы пропустить информацию через себя.
- Наконец, чтение вслух способствует развитию навыков устной речи, улучшает дикцию. А хорошая дикция, в свою очередь, усиливает эффективность запоминания.
Чтобы извлечь максимум пользы из этого метода, рекомендуется читать тексты выразительно, с расстановкой. Можно даже фиксировать себя на диктофон и анализировать запись. Такое упражнение отлично тренирует память и развивает навыки устной коммуникации.
Таким образом, чтение вслух - простой и действенный способ улучшить запоминание учебного материала для студентов. А систематическая практика позволит достичь впечатляющих результатов в развитии памяти.
Игра в ассоциации
Одним из интересных и полезных способов развития памяти является игра в ассоциации. Этот метод позволяет устанавливать связи между разными понятиями, образами, идеями. А чем больше ассоциативных связей создает наш мозг - тем легче запоминать и воспроизводить информацию.
В чем суть этого метода? Вам нужно взять текст, который необходимо выучить, и к каждому ключевому слову или фразе подобрать ассоциацию - яркий образ, связанный по смыслу. Это может быть все, что угодно: цвет, запах, вкус, ощущение, метафора, ситуация из жизни.
Например, если в тексте речь идет об электрическом токе, можно представить синие молнии. А рассказ про вулканы увязать с ощущением жара и запахом серы. Такие образы-ассоциации запоминаются намного легче, чем сухие формулировки.
Придумывание ассоциаций - творческий процесс, который вовлекает воображение и фантазию. Это делает запоминание не скучной обязанностью, а увлекательной игрой. Каждый раз можно придумать что-то новое, что вызовет яркие эмоции и отложится в памяти.
Кроме того, ассоциации позволяют структурировать информацию, выделяя в тексте опорные смысловые вехи. Это облегчает восприятие сложных тем, особенно для технических и естественнонаучных дисциплин.
Для тренировки ассоциативного мышления полезно регулярно практиковать следующие упражнения:
- Брать 5-10 несвязанных слов и придумывать к ним яркие ассоциативные образы.
- Подбирать метафоры, сравнения, аналогии к различным понятиям.
- Искать необычные образные связи между событиями, предметами, людьми.
С помощью игры в ассоциации студенты смогут не только эффективно развивать память и мышление, но и превратить скучный процесс зазубривания в увлекательное занятие, полезное для творческих способностей.
Физическая активность
Регулярные занятия спортом - важная составляющая успешного обучения и развития памяти у студентов. Физическая активность оказывает мощное положительное влияние на работу мозга и когнитивные функции.
- Во-первых, спорт улучшает кровообращение, насыщая мозг кислородом. А это значит - повышенная энергия для нейронов и оптимальные условия для их работы.
- Во-вторых, при занятиях спортом вырабатываются гормоны счастья - эндорфины, которые снижают уровень стресса и тревожности. А спокойное состояние положительно влияет на концентрацию внимания и запоминание.
- В-третьих, физическая нагрузка стимулирует рост нервных клеток в областях мозга, отвечающих за память и обучение. Таким образом, спорт увеличивает объемы памяти.
- В-четвертых, тренировки помогают предотвратить снижение когнитивных способностей из-за гиподинамии и неправильного питания.
Помимо общих тренировок, существуют специальные упражнения, развивающие память:
- Йога и пилатес улучшают концентрацию и внимание.
- Танцы тренируют запоминание последовательностей движений.
- Командные виды спорта развивают оперативную память.
Для поддержания высокой умственной активности рекомендуется заниматься спортом не менее 2,5 часов в неделю. Это время можно распределить на короткие ежедневные тренировки. Главное - выбирать занятия, которые доставляют удовольствие.
Здоровый сон
Качественный и полноценный сон является ключевым фактором для улучшения памяти и мозговой деятельности студентов. Во время сна происходит переработка и закрепление полученной информации.
Дело в том, что именно в фазе медленного сна активизируется гиппокамп - участок мозга, отвечающий за преобразование кратковременной памяти в долговременную. Если регулярно не высыпаться, эти процессы нарушаются.
Чтобы обеспечить полноценный сон, важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Ложиться и вставать в одно и то же время, чтобы выработать режим.
- Перед сном проветрить и затемник комнату, создав спокойную обстановку.
- Исключить перед сном яркий свет и экраны гаджетов.
Оптимальная продолжительность сна для взрослого человека составляет 7-9 часов. Студентам после 20 лет достаточно 7 часов.
Недосыпание снижает внимательность, концентрацию и способность к запоминанию. А хроническая нехватка сна может привести к серьезным проблемам со здоровьем и когнитивным нарушениям.
Если есть проблемы со сном, рекомендуется:
- Устранить возможные причины бессонницы - стресс, шум, дискомфорт.
- Пить на ночь успокаивающие травы - пустырник, валериану.
- Сделать теплую ванну перед сном.
Качественный и регулярный сон позволит студенту чувствовать себя бодрым и сохранить высокую умственную активность.
Правильное питание
Питание оказывает огромное влияние на работу мозга и память. Чтобы улучшить когнитивные способности, студентам важно придерживаться рациона с ключевыми полезными продуктами.
- Во-первых, необходимо употреблять достаточно белка, например из постного мяса, рыбы, яиц, орехов. Белок содержит аминокислоты, которые участвуют в синтезе нейромедиаторов.
- Во-вторых, включать в рацион продукты с витаминами группы B - дрожжи, злаки, зелень. Они снижают уровень гомоцистеина, вредного для мозга.
- В-третьих, есть антиоксиданты, например ягоды, цитрусовые, киви, томаты. Они защищают нервные клетки от стресса.
- В-четвертых, полезны жирные кислоты омега-3 из рыбы, орехов, растительных масел. Они улучшают проводимость нервных импульсов.
- В-пятых, включать продукты с железом - мясо, бобовые, темно-зеленые овощи. Железо переносит кислород в мозг.
- В-шестых, есть пищу с магнием - зелень, орехи, бананы. Магний необходим для памяти и обучения.
Кроме того, нужно ограничить фастфуд, сладости, газировку - это вредит концентрации. Исключить алкоголь, нарушающий работу нейронов. Пить достаточно воды для лучшего кровоснабжения мозга.
Сбалансированное питание с ключевыми микроэлементами позволит студенту всегда чувствовать себя бодрым, сохранить высокую умственную форму и продуктивность обучения.