Политический режим - это судьба народа или его осознанный выбор?

Политический режим – это система государственного устройства, методы, которые власти используют для поддержания порядка, способы реагирования на общественное настроение. Что способствует его сохранению на протяжении многих десятилетий, а что может вызвать недовольство населения страны и стать причиной смены правящей власти?

Говоря о политическом режиме, хочется отметить небольшой нюанс. Многие (как оказалось, до определенного времени и автор тоже) нередко путают или смешивают два понятия: «форма правления» и «политический режим». Немного разведем их. Форма правления представляет собой слаженную систему. Именно она характеризует взаимодействие ветвей власти, порядок формирования правительства и определение главы государства. Политический режим – это больше характер, средства и методы, на основе которых происходит взаимодействие между органами власти, а также между властью и населением. Так, например, политический режим Японии – демократический, а форма правления – конституционная монархия.

Раз зашла речь о различиях в этих понятиях, логично заострить внимание на их типологии. Политология выделяет демократический и террористический (авторитарный и тоталитарный) виды режимов. Что касается форм правления, то их гораздо больше:

  • Государство: федеративное (Австралия), исламское (Афганистан), многонациональное (Боливия), унитарное (Шри-Ланка).
  • Республика, в том числе федеративная (Австрия), унитарная (Бангладеш), исламская (Иран). Республиканская форма правления присуща большинству современных государств, России в том числе.
  • Монархия – конституционная (Япония), абсолютная теократическая (Ватикан), абсолютная (Бруней), парламентская (Испания). Монархия, как таковая, – Оман.
  • Парламентское княжество (Андорра).

Как видите, формы правления более разнообразны. Более того, некоторые из них существуют только в одном государстве. Пример тому – Ватикан, Андорра, Иран, Боливия, Шри-Ланка, Испания, Афганистан.

Особенности политических режимов по Аристотелю

Изучая материалы для этой статьи, я была удивлена подходом к политическим режимам, которые были предложены еще Аристотелем. Мне показалось, в его труде «Политика» суть государственного строя была изложена в наиболее доступной и верной трактовке. Итак, Аристотель выделял 6 основных политических режимов. Из них три являлись правильными формами, а три были их извращенными вариациями.

  • Правильный политический режим – это (по мнению великого философа) монархия, аристократия и полития. Их правильность заключается в том, что действия правительства направлены на благо граждан.
  • Извращенный политический режим – искажение принципов «правильности». К ним относят тиранию, олигархию и демократию. В этих системах управления действия власти направлены на «благо для себя».

Интересным является тот факт, что Цицерон при переводе этого трактата, как утверждают некоторые источники, подменил понятие «полития» понятием «республика», что кардинально повлияло на возможность верного восприятия текста. (Республика в те времена была одним из названий Римской Империи.)

Легитимность режимов

Наверняка многих интересует и вопрос о том, почему некоторые режимы, которые должны вызывать яростное отторжение, остаются незыблемыми на протяжении многих веков?

Для обозначения такого одобрения существует такой термин, как «легитимность». Он подразумевает, что граждане государства признают порядок и методы, используемые властью, правильными и приемлемыми. При этом среди населения практически отсутствуют попытки нарушить существующий в обществе порядок, не совершается попыток свержения власти и смены строя. Все действия и требования властей воспринимаются как естественные, необходимые и единственно верные. Согласитесь, очень похоже на то, какой политический режим в России (точнее, СССР) существовал во времена правления И.В.Сталина. Именно по такому принципу не один десяток лет существует Северная Корея.

Чем обусловлена такая «покорность» со стороны населения? Правильно выстроенной идеологией. Легитимный политический режим – это власть, которая основана на исконных и древних традициях, вероисповедании, политической направленности (что тоже можно считать своеобразной религией), а также принципах рациональности.

Комментарии