Как правильно отрегулировать работу плуга на тракторе МТЗ
Плуг является одним из важнейших орудий для обработки почвы в сельском хозяйстве. От качества его настройки напрямую зависит производительность труда и урожайность культур. В данной статье мы разберем, как правильно отрегулировать плуг на тракторах МТЗ - самых распространенных в российском агросекторе.
Рассмотрим последовательно основные этапы настройки плуга ПЛН 3-35 на МТЗ перед работой, обратим внимание на ключевые моменты регулировки уже в процессе обработки почвы. Также перечислим основные правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации данного оборудования.
Основные компоненты плуга
Основу плуга составляют рама, корпус, предплужник, опорные колеса, лемехи, отвалы и раскосы. Рама служит для соединения всех элементов в единую конструкцию и присоединения к трактору. Корпус предназначен для подрезания, оборота и крошения пласта земли. Предплужник рыхлит почву перед корпусом. Опорные колеса перемещают корпус по заданной глубине. Лемехи подрезают и оборачивают пласт, отвалы отделяют пласт от необработанного грунта.
Для сцепления с трактором используются раскосы - поперечный и продольные. Поперечный раскос служит для установки плуга в горизонтальной плоскости, а продольные - для регулировки наклона в вертикальной плоскости.
Управление глубиной обработки осуществляется с помощью регулируемой по высоте подвесной оси, центральной регулировочной тяги и опорных колес. Для уменьшения раскачивания плуга при движении трактора используют специальные ограничительные цепи.
Настройка плуга перед выездом в поле
Перед началом работы с плугом на тракторах МТЗ необходимо выполнить предварительную настройку агрегата. Это позволит сэкономить время и избежать поломок во время эксплуатации.
В первую очередь следует убедиться в целостности и надежности всех крепежных деталей плуга - болтов, гаек, шплинтов и т.д. Ослабленные соединения могут привести к расшатыванию и отрыву элементов конструкции.
Затем плуг устанавливается на специальную подставку в стопорном положении рамы. Производится монтаж корпуса к раме при помощи контргаек. Слева к корпусу крепится предплужник при помощи скоб. Далее монтируются опорные колеса, закрепленные скобами и пружинными шайбами. Опорные колеса опускаются винтовой гайкой до упора.
После этого выполняется крепление плуга к трактору МТЗ при помощи раскосов. Поперечный раскос устанавливается на навеску для выравнивания плуга по горизонтали, а продольные раскосы - для регулировки наклона плуга.
Важный момент - верхнюю тягу нужно крепить к навеске через специальное отверстие, а не через паз. Иначе в работе могут возникнуть сбои и плуг будет неустойчиво двигаться на заданной глубине вспашки.
Также на навеску устанавливаются ограничительные цепи, предназначенные для уменьшения раскачивания плуга при движении. Их регулируют стяжками до небольшого провисания.
При монтаже левого раскоса нужно обеспечить промежуток между шарнирными осями равный 515 мм. Это стандарт технологии, отклонения не допускаются.
В задней части рамы плуга следует установить светоотражатели для безопасности при работе в темное время суток - это позволит вовремя заметить агрегат в поле.
Окончательная регулировка плуга производится уже непосредственно во время работы в поле. Однако предварительная настройка крайне важна - она позволяет быстро и безошибочно выставить все параметры, не теряя драгоценного рабочего времени.
Регулировка плуга уже в процессе работы
После того, как плуг подготовлен к работе и выполнена его предварительная настройка, трактор МТЗ вместе с навесным агрегатом выезжает в поле. Здесь проводится окончательная регулировка плуга непосредственно в рабочих условиях.
Сначала трактор с плугом делает два пробных прохода по полю. После этого измеряется и анализируется ширина и глубина вспашки, чтобы понять, требуется ли дополнительная корректировка.
Если передний корпус пашет землю глубже заднего, то для выравнивания необходимо удлинить центральную тягу регулировки глубины. И наоборот, если задний корпус работает глубже, чем передний, центральную тягу следует немного укоротить.
Также на данном этапе выявляются и устраняются перекосы плуга в поперечной плоскости. Это делается регулировкой раскосов навески - поперечного и продольных. Их положение корректируется таким образом, чтобы рама плуга была строго параллельна поверхности поля.
Если обнаруживается, что фактическая ширина захвата плуга не соответствует необходимой, производится ее корректировка. Для этого перемещают положение подвесной оси вперед-назад по направляющим в соответствии с требованиями агротехники.
Важный момент - в процессе работы нужно следить за правильным положением центральной тяги: она должна быть строго параллельна продольной оси трактора МТЗ. Также контролируют состояние ограничительных цепей - они должны быть максимально опущены вниз.
Если во время разворота плуг отклоняется в сторону от направления движения, производится регулировка положения оси левого кронштейна. При отклонении влево ось смещают назад, при отклонении вправо - вперед.
После завершения всех регулировочных работ прямо в процессе пахоты, механизмы плуга оставляют в неизменном положении вплоть до переезда на другой участок поля. При смене участка процедура настройки по необходимости повторяется.
Правила техники безопасности при работе с плугом
Работа с плугом, как и с любой другой техникой, требует строгого соблюдения правил техники безопасности. Это позволяет предотвратить возможные травмы и несчастные случаи как операторов агрегата, так и людей, находящихся в зоне его работы.
- Перед выполнением настройки и регулировки плуга необходимо изучить инструкцию по эксплуатации агрегата, где подробно изложены все требования и рекомендации по технике безопасности.
- Запрещается приступать к работе с техникой при обнаружении каких-либо неисправностей узлов или механизмов плуга. Все выявленные недостатки должны быть в обязательном порядке устранены.
- Во время проведения регулировки нельзя находиться в непосредственной близости от плуга или отдельных его частей, которые в этот момент могут быть подвижными. Регулировочные работы должны производиться только с использованием специальных упоров или подставок.
- Особое внимание уделяется надежному затягу фиксирующих соединений - болтов, гаек, хомутов и контргаек. Недостаточно затянутый крепеж может привести к отрыву или смещению элементов конструкции агрегата.
- Во избежание рисков для жизни и здоровья людей категорически запрещается производить настройку и регулировку плуга без использования защитного кожуха карданного вала трактора.
- Перед транспортировкой плуга по дорогам общего пользования его рабочие органы должны быть подняты в транспортное положение, а ограничительные цепи максимально натянуты для исключения раскачивания и возможных столкновений с препятствиями.
Возможные поломки и ремонт плуга
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, плуг может выходить из строя по разным причинам. Наиболее часто это происходит из-за естественного износа деталей в процессе эксплуатации или нарушения правил технического обслуживания.
Основные поломки плугов на тракторах МТЗ:
- изгиб или поломка рамы;
- трещины на корпусе;
- износ отвалов и лемехов;
- ослабление крепежных соединений;
- повреждение подшипников опорных колес;
- износ или обрыв цепей и тяг.
При появлении любых неисправностей или отклонений в работе плуга нужно сразу прекратить эксплуатацию агрегата и устранить проблему. Для этого можно воспользоваться услугами специализированных сервисных центров.
Многие неисправности плугов можно устранить своими силами. Например, заменить изношенные лемехи или отвалы, подтянуть ослабленные болтовые соединения, отремонтировать поврежденные участки рамы.
Однако такие операции как рихтовка рамы, сварка трещин на корпусе, восстановление опорных колес или подшипников требуют применения специального оборудования и навыков. Поэтому данные работы лучше доверить профессионалам сервисного центра.
Подбор запчастей для плугов МТЗ
Для оперативного устранения возможных неисправностей плуга необходимо иметь запас быстроизнашиваемых деталей и расходных материалов.
Основные запчасти для плугов на МТЗ:
- отвалы;
- предохранительные штифты;
- лемехи;
- полевые доски;
- резцы;
- прикатывающие катки;
- опорные колеса;
- ограничительные цепи;
- крепеж.
Правильный выбор запасных частей напрямую влияет на ресурс работы плуга после ремонта. Поэтому очень важно приобретать только оригинальные детали от производителей тракторов и навесного оборудования.