«Пророк» - одно из самых известных и глубоких философских стихотворений как А.С. Пушкина, так и М.Ю. Лермонтова. Оба поэта обращаются к библейскому сюжету о пророке, призванном возвестить людям истину и призвать их к праведной жизни.
Несмотря на общую тему, каждый автор по-своему раскрывает образ пророка и его миссию. Пушкинский пророк обретает свое предназначение в пустыне. Лермонтов, показывает его испытания и страдания среди людей, не слышащих его голос. Мы увидим эволюцию от идеализированного образа пророка у Пушкина к более человечному и трагическому у Лермонтова.
Торжественное обретение дара у Пушкина и страдания поэта у Лермонтова
В стихотворении «Пророк» Пушкина описан торжественный момент обретения дарования. Лирический герой проходит через болезненный процесс «очищения» - «И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул». Однако в итоге он приобщается к высшему знанию, к пророческому дару. Это возвышенная мистическая инициация поэта, духовное рождение творца
В стихотворении «Пророк» М. Ю. Лермонтова, напротив, основной акцент делается на страданиях поэта, непонятого людьми и гонимого обществом. «И он, пронзенный их презреньем, / На пепелище снова сел, / Главой поникнув, сокрушенный / И тихо на поля взглянул». Дар пророчества становится для поэта скорее проклятием. В его жизни нет торжественности и возвышенности. Она наполнена болью и отчаянием («Так я, заживо погребенный, / Проходил, униженный, осмеянный, / И не было мне места / В пирах родного племени»).
Таким образом, Пушкин описывает процесс пробуждения духовности и таланта, а Лермонтов – тернистый путь поэта в мире, лишенном понимания и сочувствия. Когда «пророк» Пушкина приобретает высокое предназначение, герой Лермонтова вынужден скитаться в изгнании и одиночестве.
- сравнение «пророка» Пушкина и Лермонтова;
- «пророк» Пушкина и Лермонтова.
Различие в художественных средствах и образах
Стихотворения Пушкина и Лермонтова «Пророк» различаются по художественным средствам и созданным образам. У Пушкина повествование ведется сплошным потоком в рамках одной строфы с перекрестными и парными рифмами. У Лермонтова стихотворение разделено на 7 отдельных четверостиший, преимущественно с перекрестной рифмовкой.
В лексике Пушкина много архаизмов и славянизмов («десница», «длань», «зенита»), а также эпитетов, создающих атмосферу торжественности и мистики («десницею кровавой», «перстьми легкими»). У Лермонтова более современный язык, с Церковнославянскими вкраплениями («предвечный», «судия»).
Внешний облик «пророка» у Пушкина не описан. Мы видим лишь его внутреннее состояние в момент духовного преображения. Лермонтов детально рисует портрет своего героя: «бледен, худ и глаза горят», «в рубище, босой». Это конкретный земной человек со своими физическими страданиями.
У Пушкина «пророк» послан в мир для служения людям. У Лермонтова он покидает людей, уходит в пустыню, так и не найдя понимания. Таким образом, внешний вид, язык, поступки героев тоже существенно отличаются в этих произведениях при общей теме пророческого предназначения поэта.
Единство и различие взглядов Пушкина и Лермонтова на роль поэта в обществе
Пушкин и Лермонтов во многом по-разному смотрели на предназначение поэта. Но в стихотворениях «Пророк» есть и общность взглядов: оба считают, что истинный поэт обладает особым даром, который дается ему свыше. Это дар предвидения, понимания высшей правды.
Различия заключаются в том, как Пушкин и Лермонтов видят роль поэта в обществе. Для Пушкина он провозвестник высоких идей, просветитель. Его долг - «глаголом жечь сердца людей». Поэт несет факел правды и знания. Он готов на подвиги во имя пробуждения человечества, как это было с декабристами, друзьями Пушкина.
Лермонтов изображает трагическую судьбу поэта в мире. Его озарение, его правда остаются невостребованными. Он обречен на непонимание толпы, на гонения и издевательства. «И замолчал я, ибо безумен / Глагол пред человеческим судом...» Поэт вынужден удалиться в уединение пустыни, потому что люди не готовы его слушать.
Таким образом, Пушкин в центре видит людей, ради них существует миссия поэта-пророка. У Лермонтова в центре сам творец, страдающий от того, что окружающие не могут разделить его видение мира. Это связано с разницей эпох и жизненного опыта двух великих поэтов.
Значимость обоих произведений для русской литературы
Стихотворения «Пророк» Пушкина и Лермонтова занимают особое место в русской литературе. Оба произведения посвящены высокой теме предназначения поэта, его особой роли в обществе. Эта тема волновала многих писателей и до Пушкина с Лермонтовым, и после них.
«Пророк» Пушкина задает высокую планку в осмыслении миссии поэта, воспевает его духовную силу и готовность к подвигам. Это произведение вдохновляло писателей и читателей на протяжении почти двух веков с момента своего создания.
«Пророк» Лермонтова, напротив, показывает трагизм положения поэта в мире, обреченность его правды на непонимание. Эта тема тоже нашла много откликов в творчестве последующих поколений литераторов вплоть до сегодняшних дней.
Таким образом, несмотря на различие пафоса, оба стихотворения Пушкина и Лермонтова сформировали важные вехи в развитии представлений о роли поэзии и творческой личности. Их художественное совершенство, глубина мысли сделали эти произведения классикой русской литературы.