Открытие, которое изменило мир: когда появился первый велосипед и кто его изобрел
История велосипеда насчитывает не одно столетие. За это время он претерпел множество изменений от самых примитивных конструкций до современных высокотехнологичных моделей. Однако точная дата и авторство первого велосипеда до сих пор остаются предметом споров среди историков. Существует несколько версий о том, кто и когда впервые создал это гениальное изобретение, которое во многом опередило свое время. Разберемся в этой увлекательной и порой запутанной истории и выясним, кому все-таки принадлежит честь быть изобретателем велосипеда.
Леонардо да Винчи и первые наброски велосипеда
Считается, что одним из первых, кто начал разрабатывать идею транспортного средства на двух колесах, был великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В своих записях 1495 года он сделал подробные наброски устройства, состоящего из двух колес одинакового размера, соединенных рамой. Человек, сидящий на седле, приводил его в движение ногами.
Рисунки да Винчи демонстрируют продольную раму, на которой установлено седло и руль управления. Привод осуществлялся через зубчатую передачу при помощи ног.
Однако идея да Винчи не получила в то время развития и осталась лишь инженерной заготовкой. Возможно, что такое транспортное средство даже и не было им создано в реальности. Тем не менее, эти наброски стали важной вехой на пути к созданию велосипеда и доказательством того, что идея подобного устройства витала в воздухе уже в 15 веке.
Изобретение дрезины бароном фон Дрезом
Официально считается, что изобретателем велосипеда является немецкий барон Карл фон Дрез. Он родился в 1785 году в городе Карлсруэ и был профессором архитектуры. В 1817 году фон Дрез запатентовал свое изобретение под названием «машина для бега» (Laufmaschine).
Это было первое в мире двухколесное самокатоподобное транспортное средство. Оно состояло из деревянной рамы, на которой крепилось сидение для водителя. Имелись также руль управления и два металлических колеса. В отличие от современного велосипеда, у этого устройства не было педалей. Чтобы привести его в движение, нужно было отталкиваться ногами от земли.
«Машина для бега» весила около 23 килограммов и могла развивать скорость до 10-15 км/час. Управлять ей было непросто из-за отсутствия тормозов. Тем не менее, это изобретение вызвало интерес в Европе. В Англии его даже называли «дрезиной» в честь создателя.
Причиной, побудившей фон Дреза создать такое устройство, была нехватка лошадей. В 1816 году в Европе случился неурожай из-за аномально холодной погоды. Многие лошади погибли от голода и болезней. Фон Дрез хотел создать альтернативный человеко-тягловой транспорт. Так появилась его «машина для бега», которую можно считать прародителем современного велосипеда.
Усовершенствование конструкции велосипеда в 19 веке
Изобретение дрезины бароном фон Дрезом положило начало множеству усовершенствований велосипеда. На протяжении 19 века различные изобретатели в разных странах работали над тем, чтобы сделать это транспортное средство более удобным и безопасным.
В 1839 году англичанин Киркпатрик Макмиллан установил на дрезину педали, связанные цепью с задним колесом. Это позволило приводить ее в движение не только ногами, но и крутящим усилием.
В 1860-х годах появились велосипеды с двумя одинаковыми по размеру колесами и жесткой рамой. Их называли «костоломами» из-за частых падений. Тормоза и резиновые шины еще не были изобретены.
Важным этапом стало создание в 1869 году французом Эженом Мейером велосипеда с большим передним колесом и маленьким задним. Такую конструкцию называли «паук» или «высокое колесо». Этот велосипед был намного устойчивее и маневреннее предыдущих моделей.
Изобретение цепного привода и появление современного велосипеда
Важнейшим нововведением стало изобретение в 1880 году англичанином Генри Джоном Лоусоном цепного привода на заднее колесо велосипеда. Это позволило передавать крутящий момент от педалей к ведущему колесу гораздо эффективнее, чем раньше.
В 1885 году Джон Кемп Старли запатентовал велосипед «Rover» с цепным приводом Лоусона. Начался выпуск велосипеда. Эта модель имела два одинаковых по размеру колеса, низкую раму и цепной привод на заднее колесо. По сути, это был первый велосипед, максимально приближенный к современным.
В 1888 году Джон Бойд Данлоп изобрел первую пневматическую резиновую шину, что сделало езду гораздо более плавной и комфортной. А в 1895 году появились тормоза. Эти изобретения позволили сделать велосипед безопасным и удобным транспортным средством.
К концу 1890-х годов велосипед Старли с усовершенствованиями Данлопа и других изобретателей окончательно получил классические черты. Когда изобрели велосипед, похожий на велосипеды современного типа, это транспортное средство могло использоваться для езды на работу, прогулок и спорта.
Массовое производство велосипедов в конце 19 - начале 20 века
К концу 19 века велосипед приобрел современные форму и конструкцию. С появлением пневматических шин, цепного привода и тормозов он стал достаточно комфортным и безопасным транспортным средством.
Это привело к началу его массового производства. Заводы в США и Европе наладили сборку десятков и сотен тысяч велосипедов ежегодно. Цена на них постоянно снижалась, и велосипеды становились доступны широким слоям населения.
В 1890-1900-е годы начался настоящий велосипедный бум. Велоклубы, гонки и просто катание на велосипедах стали очень популярным досугом. Велосипед окончательно утвердился как одно из самых массовых и демократичных транспортных средств в мире.
К началу 20 века ежегодно производилось уже более миллиона велосипедов. Примерно в это же время появились мотоциклы и автомобили. Но велосипед продолжал оставаться очень востребованным транспортом благодаря своей доступности и экологичности.
Современные технологии и новые виды велосипедов
Хотя принципиальная конструкция велосипеда уже сложилась к началу 20 века, его развитие и совершенствование продолжается по сей день. Появляются новые технологии, материалы, компоненты, позволяющие улучшать характеристики и расширять области применения этого транспортного средства.
Важнейшим нововведением стало внедрение рам и других деталей из легких и прочных алюминиевых, титановых и композитных сплавов. Это позволило значительно облегчить вес велосипедов при сохранении жесткости конструкции.
Прогресс в области качества и износостойкости трансмиссий, подшипников, тормозов также способствовал повышению эффективности и надежности велосипедов. Широко применяются дисковые гидравлические тормоза.
Огромный прогресс достигнут в производстве шин. Современная покрышка намного легче и прочнее, чем 30-40 лет назад. Это значительно улучшило ходовые качества велосипеда.