Основные направления современной западной философии: куда движется мысль

В статье рассматриваются основные отличия современной западной философии от классической. Отмечается, что если классическая философия характеризовалась претензиями на обладание абсолютной истиной, рациональным контролем и ясностью, то в современном мире философия вынуждена бороться с идеологией и массовой культурой, формирующими упрощенное восприятие реальности.

Подчеркивается отказ современных философов от монолога в пользу диалога с читателем, трагическое мироощущение в противовес оптимизму классиков, стремление к освобождению внутреннего мира человека в противовес внешним социальным преобразованиям.

Особо выделяется мысль, что единственный путь к изменениям - это изменение человеком самого себя, обретение смысла собственного существования.

Утрата философами монопольного положения

Современная западная философия существенно отличается от классической философии прошлого. Если классическая философия характеризовалась суверенностью мыслящего индивида, рациональным контролем над мыслями и поступками, а философы вместе с писателями и учеными составляли элиту общества, были носителями абсолютной истины, то положение философа в XX веке существенно изменилось.

Современные философы, ученые и деятели культуры в массе своей перестали быть независимыми мыслителями. Они становятся наемными работниками государственных или частных организаций, получают зарплату и имеют возможность реализовывать свои идеи лишь в той мере, в которой этого хочет государство или работодатели. Таким образом, философы утрачивают монопольное положение в обществе как единственные носители истины.

Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы "разбудить" человека, заставить его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе и независимости».

Таким образом, в отличие от классических философов, современные мыслители утратили свое монопольное положение в обществе и вынуждены бороться за умы людей, обработанные массовой культурой и идеологией.

Борьба философии с идеологией и массовой культурой

Одной из важнейших особенностей современного западного общества является возникновение индустрии сознания и массовой культуры. С помощью средств массовой информации - радио, телевидения, интернета - в сознание людей ежедневно внедряются определенные стереотипы мышления, упрощенные схемы восприятия мира, заданные ценности и модели поведения.

В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью СМИ "воспитывают" народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности.

Одним из основных направлений современной западной философии сегодня является борьба с идеологией и массовой культурой. Философы выступают против любой идеологии как упрощенного способа объяснения мира. Они стремятся разрушить искусственные схемы и догмы, навязываемые массовым сознанием, пробудить в людях способность к самостоятельному критическому мышлению.

Современные философы показывают, что все попытки улучшить жизнь людей путем внешних изменений общественного устройства обречены на провал. Никакие идеальные схемы организации общества на практике не работают. В частности, эксперимент по построению коммунизма в СССР закончился диктатурой и крушением идеалов.

Философы призывают отказаться от веры в то, что прогресс человечества гарантирован какими-то высшими силами - Богом, Мировым Разумом или Объективными Законами Истории. На самом деле в мире царит хаос, и любые попытки рационально его организовать обречены на провал из-за человеческих страстей, корысти, невежества.

Таким образом, борьба с идеологией и массовой культурой, пропагандирующими упрощенное видение мира, является важной задачей современной западной философии. Философы пробуждают критическое мышление и показывают несостоятельность попыток рациональной организации общества.

Переход от монолога к диалогу с читателем

Еще одной важной чертой современной западной философии является отказ от прежнего монологического стиля изложения в пользу диалога с читателем. Классическая философия часто представляла собой монолог философа, который как бы знает истину заранее и просто излагает ее читателю.

Современные же философы отказываются от претензий на обладание абсолютной истиной. Они понимают, что истина может возникнуть только в процессе совместных усилий автора и читателя. Поэтому философские произведения приобретают форму диалога, предполагающего активное участие воспринимающего сознания.

От читателя требуется не пассивное усвоение готовых выводов, а интуиция, воображение, готовность к совместному творческому поиску. Только при встрече и взаимодействии сознаний автора и читателя может раскрыться подлинный философский смысл произведения.

Такой подход значительно демократизирует философию, делает ее открытой, диалогической. Если классическая философия обращалась к пассивной массе воспитуемых, то современная - к равноправным партнерам по духовному поиску. Это придает западной философии новое звучание и открывает новые горизонты для ее развития.

Трагическое мироощущение вместо оптимизма

Классическая философия была проникнута оптимизмом и верой в разум человека. Философы полагали, что прогресс неизбежно приведет к торжеству истины и справедливости. Современные же западные мыслители в большинстве своем придерживаются трагического мироощущения.

Они не верят, что ход истории предопределен разумными силами, которые гарантируют человечеству светлое будущее. Напротив, мир воспринимается как хаотичное, лишенное высшего смысла пространство. В нем царят зло, невежество, насилие. Человеку не дано постичь рациональные законы этого мира.

Многим мыслителям XX в. свойственно трагическое мироощущение, "скорбное неверие" в конечную победу сил разума и добра. Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических и мировоззренческих проблем, попыток построения всеохватывающих философских систем.

Такое трагическое видение заменило оптимизм и веру в прогресс, свойственные классической философии. Человек предстает в нем обреченным на вечные скитания в абсурдном, лишенном высшего смысла мире. Это радикально меняет мировосприятие и задачи философии.

Внутреннее освобождение человека как единственный путь к изменениям

Если классическая философия верила в возможность изменить мир посредством рациональной организации общества, то современные западные философы от этой идеи отказались. Они убеждены, что единственный путь к подлинным изменениям - это внутреннее освобождение самого человека.

Все попытки рационально устроить общество, по мнению современных мыслителей, обречены на провал. Никакие внешние перемены не сделают людей счастливыми и свободными. Напротив, они лишь создадут новые формы несправедливости и угнетения.

Подлинная свобода не может быть дарована извне, она завоевывается каждым в собственном внутреннем мире. Человек должен освободиться от догм, привычек, конформизм, страха, лени и прочих пут собственного сознания. Только так он сможет обрести независимость и силу для преобразования мира.

Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы.

Так внутренняя работа над собой провозглашается единственным эффективным методом преобразования мира в противовес внешним социальным экспериментам, дискредитировавшим себя в глазах мыслителей Запада.

Признание множественности истин

В отличие от классической философии, претендовавшей на обладание единственной истиной, современная западная философия исходит из признания множественности истин. Мир представляется ей полицентричным и многообразным.

Современные философы считают, что нет какой-то одной точки зрения, из которой можно было бы дать исчерпывающее описание мира. Разные культурные традиции и разные люди обладают своими, несводимыми друг к другу видениями реальности.

Поэтому задачей философа становится не навязывание людям единой истины, а организация диалога между различными точками зрения. Философия открывается навстречу многообразию человеческих ценностей и смыслов, перестает претендовать на роль единственного и наивысшего мировоззрения.

Ценность каждого человека как отдельного мира

Современная западная философия, в отличие от классической, с ее претензиями на роль учителя и наставника для «непросвещенных масс», исходит из уникальности и самоценности каждой человеческой личности.

Каждый человек рассматривается как самодостаточный мир со своим видением жизни, со своими ценностями и смыслами. Задача философа не поучать, а выступать равноправным партнером в диалоге, стремясь к взаимопониманию.

В этом смысле современная философия глубоко демократична в сравнении с аристократической позицией классической философии. Демократизм здесь означает признание уникальности и ценности каждого человека.

Философия перестает быть привилегией элиты, наделенной доступом к абсолютной истине. Она становится сферой встречи и взаимодействия различных личностных «миров», равных в своем праве на понимание и самовыражение.

Негарантированность человеческого существования

Современные философы полагают, что каждый человек должен осознать абсолютную негарантированность своего существования. Никто не несет ответственности за его рождение, жизнь и все, что с ним происходит, - ни Бог, ни общество, ни мироздание. Человек должен найти смысл своего существования в этой негарантированности, определить свое место и свое предназначение в мире.

Согласно современной западной философии», мир не существует автоматически. Он неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его своими усилиями - верой, страстью, попытками сохранить в себе человеческий облик. Каждый отвечает за поддержание мира.

Таким образом, философы призывают принять тот факт, что никто не гарантирует нам жизнь, счастье и исполнение наших надежд. Мы сами должны придавать смысл своему существованию и нести ответственность за сохранение окружающего нас мира.

Неизбежность краха мира без усилий каждого

Согласно основным направлениям современной западной философии, современный мир не является чем-то данным раз и навсегда. Он постоянно находится под угрозой разрушения и уничтожения. Мир хрупок и уязвим перед лицом хаоса и абсурда.

Философы полагают, что только активные, целенаправленные усилия каждого отдельного человека позволяют этому миру существовать и не разрушиться. Если люди перестанут эти усилия прилагать - поддерживать веру, проявлять страсть к жизни, сохранять человечность - мир неизбежно погибнет.

На каждом человеке лежит колоссальная ответственность за сохранение тех хрупких структур порядка, морали и культуры, которые мы называем цивилизацией. Никто не сделает эту работу за нас. Нам дан лишь короткий миг, чтобы поддерживать горящий факел разума и не дать ему угаснуть во мраке.

Таким образом, по мнению философов, крах нашего мира неизбежен, если каждый человек не будет ежесекундно бороться за его сохранение. Это философия личной ответственности и активного творческого участия в судьбе мира. Пассивное созерцание и бездействие ведут лишь к гибели.

Глубокий демократизм по сравнению с классической философией

В отличие от классической философии с ее ярко выраженной аристократической позицией, основные направления современной западной философии глубоко демократичны.

Классические философы упивались самим фактом своей просвещенности и гордились тем, что являются носителями абсолютной истины. Они учили, поучали, воспитывали народ. Современные же философы не считают себя этакими сверхлюдьми, возвышающимися над плебсом, а рассматривают каждого отдельного человека как равного себе, как полноценно мыслящую личность.

Современная философия исходит из того, что не существует никаких универсальных систем обоснования и измерения, никаких учителей и учеников и «больших нарративов». Каждый человек является центром собственной вселенной, и его личный жизненный опыт и склад мышления столь же ценен и уникален, как и у любого другого.

Поэтому современные философы стремятся отказаться от авторитарных, регламентирующих позиций и навязывания своей картины мира, а вступать с читателем в диалог на равных - диалог двух неповторимых мировоззрений и судеб.

Бессмысленность попыток сделать людей счастливыми извне

Одним из ключевых положений основных направлений современной западной философии» является крайний скептицизм в отношении различных попыток сделать людей счастливыми путем внешних преобразований общества или его институтов.

Все подобные эксперименты, будь то Великая французская революция, утопические социалистические проекты, попытки построения коммунизма или либерализма, закончились крахом и не привели ни к чему иному, кроме дискредитации самой идеи рационального и справедливого общественного устройства.

Современные философы считают, что никакие внешние механизмы, никакие мудрые правители или реформаторы не способны принести людям подлинное счастье. Нельзя сделать людей счастливыми вопреки их воле, нельзя навязать им извне как модель поведения, так и модель мышления.

Единственный реальный путь к счастью - это путь внутренней трансформации самих людей, освобождение от страхов и комплексов, от идеологических догм и жизненных стереотипов. Лишь человек, обретший внутреннюю свободу и познавший себя, способен быть подлинно счастливым.

Невозможность построения идеального рационального общества

Одной из важнейших идей основные направления современной западной философии является убеждение в принципиальной невозможности построения идеального рационально организованного общества, о котором мечтали мыслители эпохи Просвещения.

На протяжении нескольких столетий в умах философов, политиков и реформаторов бродила мысль о том, что, следуя законам логики и разума, можно выстроить такую общественную систему, где будут гармонично сочетаться интересы государства и личности, где будут устранены все противоречия, где не будет места алчности, несправедливости и притеснениям.

Однако в XX веке эти радужные надежды Просвещения были окончательно погребены. Стало очевидно, что мир в принципе не устроен рационально, в нем всегда будет место абсурду и хаосу, бессмыслице и жестокости. Никакой административной реорганизацией не изменить извечно неразумную природу человека и общества.

Тщетность социальных экспериментов прошлого

Одной из исходных предпосылок основных направлений современной западной философии является идея о тщетности предшествующих социальных экспериментов, направленных на кардинальное переустройство общества.

Для современных философов очевидно, что ни Великая французская революция, ни попытки реализации коммунистических идеалов в прошлом веке, ни попытки построения либеральных демократий не привели к обещанному торжеству разума, справедливости и счастья.

В результате всех этих глобальных экспериментов человеческая история полнилась насилием, резней, подавлением личности во имя так называемых общественных интересов и ограничением индивидуальной свободы. В обществе не произошло коренного изменения в лучшую сторону.

Поэтому современные философы считают бесплодными любые социальные революции и преобразования, проводимые сверху. Они призывают людей отказаться от завышенных и утопических ожиданий и сконцентрироваться на самосовершенствовании и духовном росте.

Скептицизм в отношении торжества разума и добра в мире

Одной из ключевых идей современной западной философии является глубочайший скептицизм в отношении возможности окончательного торжества в мире разума и добра.

Классическая философия в большинстве своем была проникнута верой в то, что, несмотря на временные темные периоды, история человечества в целом движется в правильном направлении, к светлому будущему гармонии и процветания.

Однако мыслители XX века после всех кровавых событий этого столетия утратили такую веру. Они видят, что зло, жестокость, предрассудки и невежество царят в мире во все времена, перемежаясь с краткими периодами просветления. Движение истории носит хаотичный, а не прогрессивный характер.

Поэтому современная философия не видит причин ожидать, что в обозримом будущем в мире воцарятся разум, справедливость и гуманизм. Скорее это трагический взгляд на бесконечную череду взлетов и падений, озарений и мрака, наполняющих мировую историю.

Стремление уйти от всеохватывающих систем как насилия над человеком

Современные философы считают, что всякая система, всякая объективная ценность является насилием над человеком. По их мнению, мир становится полицентричным и полифоничным - здесь нет никаких абсолютных систем отсчета, изначальных масштабов, нет никаких воспитателей и воспитуемых. Каждый человек ценен сам по себе, каждый является центром Вселенной.

Современные философы отказываются от претензий на обладание абсолютной истиной. Они считают бессмысленными попытки построения всеохватывающих философских систем, которые являются насилием над многогранностью и уникальностью человеческой личности. Вместо этого они выступают за диалог и плюрализм мнений.

"Всякая система, всякая объективная ценность – это насилие над человеком", - писал один из виднейших представителей западной философии Жан-Поль Сартр. Действительно, стремление подогнать уникального индивида под некий абстрактный идеал часто оборачивается трагедией как для отдельной личности, так и для общества в целом. Отсюда и неприятие многими мыслителями XX века масштабных социальных теорий и «всеохватывающих систем».

Комментарии