Стихотворение М.Ю. Лермонтова: "Как часто пестрою толпою окружен"
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» было написано Михаилом Лермонтовым в 1840 году после посещения им маскарада. В нем поэт делится своими впечатлениями о светском обществе, которое он считал фальшивым и лицемерным. Лермонтов противопоставляет этот мир воспоминаниям о своем детстве, проведенном на лоне природы. Это позволяет ему на время отрешиться от окружающей действительности.
Отношение Лермонтова к светскому обществу
Лермонтов с детства отличался замкнутым характером и склонностью к одиночеству. Он не находил общего языка со светским обществом, его раздражали пустые разговоры и лицемерие людей. Поэтому посещение балов и раутов было для него тяжелой обязанностью. В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов резко критикует светское общество. Он называет разговоры на балу "диким шепотом затверженных речей", а лица людей - "бездушными масками". Это подчеркивает фальшь и пустоту таких мероприятий.
В то же время воспоминания о детстве, проведенном на лоне природы, вызывают у поэта светлые чувства искренней радости. Лермонтов противопоставляет фальшивому блеску света чистоту и искренность своего детства.
Контраст между светским обществом и детскими воспоминаниями
В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов резко противопоставляет друг другу два мира - мир светского общества и мир своих детских воспоминаний. Если первый полон фальши и пустоты, то второй символизирует для поэта все самое светлое и искреннее.
Мир светского общества показан как something с помощью таких слов и выражений, как "пестрая толпа", "дикий шепот затверженных речей", "красавиц городских бестрепетные руки". Это мир бездушных масок и пустых развлечений. Люди здесь скрывают свои истинные чувства и мысли.
Наоборот, мир детских воспоминаний Лермонтова полон тепла и искренности. Это мир светлой мечты и поэзии. Вспоминая о своем детстве, лирический герой как будто погружается в волшебный сон, отрешаясь от пестрой толпы, окружившей его. Таким образом, в стихотворении выражен резкий контраст между двумя мирами - миром света и миром поэзии. Первый вызывает у Лермонтова чувство горечи и разочарования, в то время как второй дарит ему минуты истинного вдохновения.
Художественные образы стихотворения
В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов использует яркие поэтические образы, передающие его восприятие окружающей действительности. Образ пестрой толпы, окружающей лирического героя, символизирует фальшивый и пустой мир светского общества. Этот образ передан с помощью таких деталей, как "дикий шепот затверженных речей", "образы бездушные людей".
На контрасте с ним возникает образ поэтического, чистого и искреннего мира детских грез и воспоминаний лирического героя. Этот мир описан так: "И снова я мечтою уносим в мой сад, где я провел изгнанником моим немало дней". Также в тексте присутствует образ железного, полного горечи стиха - то есть самого стихотворения, которое поэт создает как ответ на лицемерие окружающей его толпы: "И мысль постепенно во мне возникала, И скоро я молча железный стих ковал". Используя эти яркие поэтические образы, Лермонтов выразил свое критическое отношение к светскому обществу и противопоставил ему мир поэзии.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Стихотворение "Как часто, пестрою толпою окружен..." занимает важное место в творчестве Лермонтова. В нем поэт выразил свое критическое отношение к светскому обществу, лицемерию и пустоте высшего света. Эта тема была одной из ключевых для Лермонтова. Еще в раннем творчестве он писал о своем разочаровании в свете, ощущении одиночества среди людей ("И скучно, и грустно"). Но в данном стихотворении эта тема получила новое, более глубокое воплощение.
Лермонтов резко противопоставляет фальшивый блеск светской жизни чистоте и искренности своих детских воспоминаний. Этот контраст стал одним из важнейших художественных приемов позднего творчества поэта. Также стихотворение важно тем, что в нем впервые появляется образ "железного стиха" - символ непреклонной воли поэта, его стремления говорить правду перед лицом лицемерного общества. Этот образ Лермонтов использует и в других произведениях.