Как заменить масло в двигателе самостоятельно - инструкция
Масло – неотъемлемая составляющая любого двигателя. Без смазки мотор может поймать клин. Именно поэтому важно вовремя менять и следить за его уровнем. Данная составляющая относится к расходным материалам и требует периодической замены. Игнорирование данной процедуры чревато повышенным износом деталей кривошипно-шатунного механизма. Чтобы работа мотора была стабильной и безотказной, следует знать, как правильно заменить масло в двигателе автомобиля. Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.
Где можно заменить масло в двигателе?
Вариантов несколько. Данную операцию можно выполнить на СТО либо своими руками. Первый метод подходит для тех, у кого мало свободного времени или машина находится на гарантии. Ведь в случае игнорирования ТО дилер может отказать в последующем ремонте.
А самостоятельная замена никем не может быть подтверждена. Сколько стоит заменить масло в двигателе? Обычно данная процедура на СТО выполняется за 500-1000 рублей в зависимости от марки и модели авто. Но если у вас есть в наличии час свободного времени и машина уже давно не на гарантии, залив масла в двигатель можно осуществить своими руками.
Регламент замены
Как часто нужно выполнять данную операцию? Сроки замены на всех автомобилях разные. Точную цифру можно узнать в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации. Также отметим, что регламент зависит от того, какое масло заливается в двигатель. Так, синтетическое меняется на пробеге в 12 тысяч километров. Полусинтетика – через 10 тысяч. А вот минеральные масла нужно менять каждые 6-8 тысяч. Это самые дешевые среди всех имеющихся в продаже. Какое масло заливать в двигатель? Специалисты рекомендуют использовать синтетические либо полусинтетические продукты. Они отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками.
Обратите внимание, что при покупке машины на вторичном рынке данную операцию нужно делать сразу же. Исключения составляют лишь случаи, когда замена была произведена в сервисе и на это есть соответствующие подтверждения. В остальных ситуациях менять масло следует сразу после покупки, даже если продавец уверял, что производил это буквально на днях.
Отметим, что, если автомобиль эксплуатируется в суровых условиях, регламент нужно сократить примерно на 20-30 процентов. К таковым условиям относятся:
- Большие перепады температур.
- Рельеф местности.
- Агрессивная манера езды.
- Частое движение по пробкам.
Инструменты и материалы
В первую очередь, для успешной замены нам нужно подготовить само масло. Производители могут быть разными. Главное, чтобы продукт соответствовал допускам, что имеются в инструкции по эксплуатации. Если говорить о вязкости, для большинства регионов подходят продукты от 0w30 до 15w40.
Следующее, что необходимо подготовить, – это масляный фильтр. Среди качественных производителей стоит отметить:
- «Манн».
- «Махле».
Но на рынке есть масса подделок. Эти фильтры не стоят дешево. Также для извлечения старого элемента понадобится съемник. Без него не обойтись. Это специальный ключ с зубчатым захватом. Стоимость его составляет порядка 300-400 рублей.
Следует подготовить емкость для слива отработки. Если вы планируете заменить масло в двигателе без ямы, емкость должна быть максимально плоской. В качестве таковой можно применить старую канистру из-под масла, вырезав ее боковую часть. Объем емкости должен составлять порядка четырех-пяти литров. Еще понадобятся инструменты для откручивания пробки. Последняя может иметь разную форму. В зависимости от марки, может понадобится ключ на 17, 19 либо четырехгранник. Дополнительно нужна лейка и кусок чистой ветоши.
Какой объем масла приобретать?
Для большинства легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров достаточно одной четырехлитровой канистры. Для внедорожников и кроссоверов стоит купить пятилитровую емкость. Но если двигатель «подъедает» масло (что актуально для машин с большим пробегом), можно купить продукт с запасом. Например, для мотора 2,0 приобрести пятилитровую канистру, из которой один литр уйдет на долив.
Предварительные работы
Перед тем как самому заменить масло в двигателе, нужно изменить его вязкость. Для этого следует дать машине поработать на холостых около трех минут. Масло прогреется и станет более жидким. Особенно эта процедура актуальна, если операция выполняется зимой.
Приступаем к работе
Итак, подготовив все инструменты и прогрев автомобиль, приступаем к работе. Как заменить масло в двигателе? Сперва загоняем машину на смотровую яму. Если таковой нет, можно сымпровизировать небольшую эстакаду. Для этого понадобятся пара досок длиной около метра, кирпичи или шлакоблок. Загнав машину на эту конструкцию, мы получим больше места для выполнения работ. Однако будьте предельно осторожны.
Большинство автомобилей оснащены металлической защитой двигателя. Иногда в ней предусмотрены отверстия для сливной пробки. Но если таковой нет, придется снимать защиту целиком. Обычно это делается ключом на 13. Далее нам освободится доступ к сливной горловине. Последнюю тоже нужно открутить. Как мы уже сказали ранее, для этого понадобятся накидные ключи разного размера, «торксы» (если болт в форме звездочки) либо четырехгранник.
Предварительно под отверстие нужно поставить емкость для отработки. Затем откручиваем болт, придерживая его второй рукой. Важно не потерять его, поскольку найти похожий в гараже не представляется возможным. Тем более что многие пробки имеют специальное уплотнительное кольцо. Оно изготовлено из металла либо резины. Пробку кладем в чистое и сухое место (можно на подготовленную ветошь). Затем ждем, пока из мотора не сольется все масло. Чтобы ускорить данный процесс, необходимо открутить заливную пластиковую крышку в верхней части мотора. Так мы исключим эффект вакуума. Как правило, чтобы масло покинуло двигатель полностью, понадобится 15-20 минут времени.
Фильтр
На следующем этапе нужно открутить старый масляный фильтр. В зависимости от компоновки двигателя, доступ к нему осуществляется сверху или снизу. Но в любом случае для его изъятия понадобится съемник, о котором мы говорили выше. Схватив зубьями за край корпуса, откручиваем фильтр против часовой стрелки. Далее его можно открутить просто руками. Но будьте аккуратны – из-под него может вылиться около трехсот миллилитров масла. Держать этот фильтр нужно стаканом вниз.
Что делать, если съемника не оказалось под рукой? Вручную открутить такой фильтр очень трудно. Можно обхватить его чистой ветошью и, крепко сжав, попробовать провернуть его против часовой стрелки. Если и это не помогло, есть более кардинальный метод. Для этого потребуется длинная отвертка. Ею мы протыкаем корпус фильтра. Отвертка станет своего рода рычагом, который облегчит нам усилия. Но впредь рекомендуется приобрести специализированный съемник, тем более что стоит он недорого.
Что далее?
На следующем этапе берем в руки чистую тряпку и протираем посадочное отверстие под фильтр от старого масла. Затем переходим к установке нового очистительного элемента, но предварительно его нужно наполнить маслом. Какое количество заливать в него? Достаточно 2/3 от общего объема корпуса, чтобы при первом запуске мотор не испытывал масляное голодание. Также рекомендуется обработать смазкой само резиновое колечко. Покрыв его тонкой масляной пленкой, мы получим более плотное прилегание элемента и исключим преждевременный износ. Установка фильтра выполняется без дополнительных инструментов. Достаточно вкрутить его усилием руки. Не нужно сильно затягивать конструкцию, иначе при последующей замене не поможет даже съемник.
Заливаем новое
Как заменить масло в двигателе далее? После слива в двигателе останется какая-то часть отработки. Чтобы она не смешалась с новой смазкой, нужно ее немного пролить. Достаточно 200 миллилитров. Залив этот объем в двигатель, вы увидите, как из сливного отверстия потечет черная жижа. Благодаря данной операции мы максимально освободим мотор от старого масла. После этого нужно закрутить пробку. Не стоит прикладывать силу, так как в картере нет большого давления. Достаточно закручивать ключ усилием одной руки. Иначе пробка прикипит и в дальнейшем извлечь ее будет проблематично. После устанавливаем на место саму защиту (если таковая имеется).
Затем снова подбираемся к подкапотному пространству. Устанавливаем лейку и начинаем добавлять новую смазку. В отличие от системы охлаждения и антифриза, здесь не будет воздушных пробок – лить можно без пауз. Опустошив канистру на 3,75 литра, смотрим щуп для проверки уровня. Масло должно достигнуть средней отметки или быть немного выше нее. Если это не так, доливаем нужный объем в мотор и закручиваем крышку.
Проверка
Как заменить масло в двигателе далее? На следующем этапе нужно завести автомобиль. Обратите внимание, что в первые секунды после запуска на панели приборов будет гореть лампа аварийного уровня масла. Не стоит беспокоиться – она тут же погаснет. Затем следует прогреть двигатель хотя бы до 60 градусов и заглушить его. Далее следует проверить щуп.
Уровень масла, как правило, немного снизится (большая часть уйдет в сам фильтр). Поэтому смазку нужно еще раз долить. Какой уровень должен быть? Специалисты говорят, что идеальным будет значение «выше среднего» или близкое к максимуму. Спустя три тысячи километров нужно еще раз проверить данный уровень. При необходимости – возобновить его.
Интересный факт
После замены масла автомобиль начинает тише работать. Как показывают исследования, уровень шума работы двигателя падает примерно на пять децибел. Однако этот эффект непродолжительный. Спустя одну-две тысячи километров шумливость снова возрастет.
Рекомендации
Специалисты дают несколько советов относительно вопроса замены масла в двигателе:
- Не стоит игнорировать регламенты, рекомендованные производителем. Допускается менять масло раньше на одну-две тысячи, но не позже. Чем дольше оно эксплуатируется выше положенного срока, тем меньше остается в нем полезных присадок. Польза от наличия такого продукта будет никакой. Масло потеряет свои смазывающие и защитные способности.
- При эксплуатации важно следить за уровнем. Особенно это касается машин, что покупаются на вторичном рынке. Как бы продавец ни уверял, что машина не берет масла, езда с сухим щупом чревата последствиями. Также стоит смотреть и на цвет самой смазки. Наличие характерного запаха гари и черного цвета говорит о том, что продукт перегревался и требует замены.
- Не стоит приобретать дешевые масла. Такие продукты имеют низкий срок эксплуатации и могут навредить двигателю, так как не имеют базового набора присадок. Обычно подделку можно распознать по характерным швам на канистре и кривой маркировке.
- Не экономьте на масляных фильтрах. Установив дешевые очистительные элементы, вы существенно рискуете. Нередко у таких фильтров разрывался перепускной клапан, и остатки его проникали прямо в двигатель.
- Не пользуйтесь дополнительными присадками и добавками. Помните, что в хорошем масле уже есть набор всех необходимых присадок. Использование сторонних продуктов способно навредить двигателю, в то время как положительный эффект будет лишь кратковременным.
Также во время слива масла можно проверить состояние передней подвески. Осмотрите шаровые опоры, сайлентблоки рычагов, рулевые наконечники, тяги и пыльники ШРУСов. Так мы сможем вовремя определить возможную неисправность и сократить время ожидания на слив отработки.
Заключение
Итак, мы выяснили, как заменить масло в двигателе. Как видите, данную процедуру вполне можно осуществить своими руками. Для выполнения работ понадобится минимальный набор инструментов и съемник для фильтра. По времени данная операция займет от 30 минут до 1 часа в зависимости от сноровки и наличия защиты ДВС. Чтобы мотор прослужил долго, стоит подбирать качественное моторное масло для двигателя и не покупать дешевые фильтры. Ведь именно последние препятствуют проникновению стружки и иных продуктов выработки в трущиеся пары ДВС.