Нагрузочная вилка для аккумулятора: особенности, устройство и применение

Батарея автомобиля, имеющая низкий заряд, доставит немалые хлопоты своему владельцу. АКБ может выйти из строя и придется долго ее восстанавливать. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, необходимо регулярно обслуживать аккумуляторную батарею. С помощью нагрузочной вилки анализируют основные характеристики и оценивают уровень работоспособности аккумулятора. Чтобы грамотно пользоваться этим аппаратом, необходимо выяснить, как он устроен и каким образом работает. Это мы сегодня и разберем.

Устройство и принцип действия

Главная задача этого прибора в том, чтобы контролировать напряжение АКБ. Измерения могут проводиться как под нагрузкой, так и в режиме разомкнутой цепи ЭДС. Технически нагрузочная вилка – это не что иное, как вольтметр, оснащенный нагрузочными резисторами и щупами для подключения к клеммам АКБ автомобиля. Выглядит это как небольшой металлический корпус с проводами. К проводам подсоединены зажимы.

Функциональные возможности прибора

При помощи этих тестеров можно измерить массу важных параметров. Количество этих параметров зависит от того, как укомплектован прибор.

Что может данный прибор? Нагрузочная вилка позволяет измерять уровень выходного напряжения с генератора автомобиля, но это возможно не на всех моделях. Также измеряют при помощи данной вилки текущий уровень заряда аккумулятора в автомобиле. Можно определить, как долго АКБ способна хранить резерв заряда, узнать ресурс батареи. Еще доступны проверки на наличие замыкания между свинцовых пластин в аккумуляторе. С помощью этой вилки еще оценивают и степень сульфатации пластин, а также другие параметры.

Популярные модели

Чаще всего в магазинах можно встретить модели ВН-1 и НВ-01. Данные приборы были разработаны, а затем изготовлены для тестирования автомобильных и любых других АКБ, показатели напряжения и емкости которых составляли 12 Вольт и 190 Ач соответственно.

Среди особенностей и технических характеристик устройства ВН-1 можно выделить особенно важные. Температурных диапазон, в котором данная вилка показывает точные результаты, составляет от 0 до 35 градусов. Прибор оснащен вольтметром, способным делать замеры от 0 до 15 Вольт. Сопротивление резистора составляет 0,1 Ом. В устройстве есть возможность проводить измерения в двух режимах – это кратковременный и повторный режим измерений.

Нагрузочная вилка для аккумулятора ВН-1 практически вышла из обихода современного автомобилиста. Вместо нее используют современную, новую и точную модель НВ-01. Вилка отличается улучшенными характеристиками. Точность измерения составляет 2,5%. Измерения вольтметром проводятся в диапазоне от 0 В до 15 В. Нагрузка в данной вилке составляет от 100 А до 200 А. Прибор уверенно работает в широком температурном диапазоне. Сопротивление нагрузочного спирального резистора составляет 0,1 Ом.

Модель НВ-02 применяется для тестирования аккумуляторных батарей с емкостными характеристиками от 15 до 240 Ач. При этом работать вилкой можно только с напряжением в 12 В. Устройство отличается от аналогов высокой точностью измерений – 2,5%. Нагрузка стандартная для оборудования этого класса – от 100 до 200 Ампер. Диапазон температур, в котором рассматриваемый прибор можно эксплуатировать, составляет от -20 до +60 градусов Цельсия.

Все устройства оснащены вольтметром стрелочного типа. Более современный прибор НВ-03 имеет цифровой вольтметр. Показания выводятся на жидкокристаллический дисплей.

Точность НВ-03 значительно выше остальных аналогичных устройств – она составляет 0,5 процентов. Диапазон измерения вольтметра – от 0 до 16 Вольт. Режимы работы удобно переключаются кнопками.

Универсальная вилка НВ-04 и более мощная НВ-Б

Первая является замечательным универсальным помощником. Предназначена она для проверки аккумуляторных батарей, напряжение которых составляет 12 В и 24 В. Емкостный диапазон аппарата – от 15 до 240 Ач. Также с помощью НВ-04 проверяют отдельные элементы с напряжением до 2 Вольт.

Эта вилка хороша тем, что не только очень точно проверяет уровень заряда, а также исправность АКБ, но и позволяет оценить здоровье отдельных элементов, что часто бывает очень необходимым. Кроме того, время измерения с подключенным резистором составляет девять секунд. Это в два раза больше, чем у других моделей. Это универсальный аппарат, с помощью которого можно выполнять любые тесты любых АКБ.

Вилка НВ-Б изготавливалась для тестирования отдельных элементов батарей напряжением 1,2 и 2 Вольт и емкостью до пяти тысяч ампер-часов. Это самый мощный среди всех представленных моделей. Но недостаток в том, что устройство не может тестировать АКБ полностью.

Проверка АКБ с вилкой без нагрузки

Если в наличии имеется даже простейший прибор, то даже с его помощью можно уверенно заниматься диагностикой аккумуляторов. Если АКБ достаточно слабый, то для проведения тестов необходимо использовать не менее одного нагрузочного сопротивления. Для более мощных АКБ может потребоваться две спирали.

Проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой следующим образом. Уровень напряжения на клеммах аккумуляторной батареи можно определить без необходимости использования нагрузочных сопротивлений. Для получения корректных результатов необходимо, чтобы перед замерами автомобиль не использовался в течении семи часов. В процессе тестирования мотор должен быть заглушен.

Плюсовую клемму АКБ соединяют с плюсовым зажимом на приборе. Не рекомендуется применять нагрузочные напряжения. Используя отрицательный штырь на приборе, проверяют, имеется ли напряжение на отрицательном контакте аккумулятора. Полученные данные следует запомнить или записать. Некоторые современные вилки умеют запоминать результаты измерений.

Показания проверки аккумулятора нагрузочной вилкой говорят о напряжении в разомкнутой цепи. Эти данные сверяют с нормативными цифрами. Так, показания вольтметра находятся в пределах от 11,5 до 11,8 Вольт, то батарея разряжена. Когда вольтметр показывает от 11,8 до 12,1 Вольт, то батарея заряжена на четверть. Показания от 12,1 В до 12,3 В – батарея заряжена на половину. 100-процентный заряд – от 12,6 до 12,9 Вольт.

Проверка под нагрузкой

Вот как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой другим способом. Им пользуются, когда неизвестно текущее состояние батареи. Использовать способ нужно строго по схеме. Но имеются определенные нюансы. Вилку рекомендуется держать соединенной с АКБ не более пяти секунд.

При выполнении проверок необходимо проверить пробки – каждая из них должна быть плотно закручена. Лучший показатель при измерении – это 9 Вольт и более. Это гласит, что АКБ автомобиля находится в отличном состоянии. При меньших показателях можно попробовать зарядить батарею, провести восстановительные процедуры. Затем еще раз проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой. Способы измерений мы уже рассмотрели.

Обзор вилок различных производителей

В магазинах представлено несколько компаний-производителей этих устройств. Рассмотрим основные устройства.

Первым в обзоре будет устройство "Автоэлектрика Т-2001". Данная вилка хорошо знакома всем – и автомобилистам, и продавцам. Тестер раньше считался идеальным вариантом. Однако для того, чтобы перейти в режим измерений под нагрузкой, нужно было утопить жало, которое замыкало контакт. Контакт на спираль подгорал и прибор выходил из строя.

Далее появилась модель “Автоэлектрика Т-2001 мини”. В этой вилке производитель полностью учел все минусы и здесь практически нет недостатков. Единственный минус – в процессе сборки нужно зачищают место, где устанавливается рукоятка – она не должна проводить ток и может вызывать некорректную работу измерителя.

«Орион НВ-01» является самым примитивным вольтметром. По внешнему виду это небольшая кривая коробка с ручкой. Кажется, что прибор собран из консервной банки. Аппарат совсем не внушает доверия. “Орион НВ-02” – это уже более усовершенствованное изделие. Здесь цифровой вольтметр, две спирали – каждая по 100 А. Устройство можно отнести к разряду профессиональных. Минус в том, что прибор не запоминает измерения в памяти. “Орион НВ-4” – доработанная модель 03 для грузовых авто. Он практически не отличается от версии 03 – можно не переплачивать.

На рынке также имеется продукция под маркой “Ермак”. Покупать ее не рекомендуют, так как это продукция импортного китайского производителя. Из плюсов – только внешний вид. Что касается технических возможностей, то это не более чем игрушка. Инструкция, как пользоваться нагрузочной вилкой правильно, в комплекте имеется, но качество ее тоже низкое.

Можно ли сделать этот прибор своими руками?

Сегодня есть разные инструкции, как изготовить подобные аппараты своими руками в гараже. Делать это не стоит - лучше приобрести готовый заводской вариант. Дело в том, что ток в АКБ очень большой – самодельные вилки могут быть опасны. Если вилка необходима для работы, то можно приобрести что-нибудь недорогое, но практичное.

Если нужно один раз протестировать собственную батарею, то лучше отнести ее в магазин и попросить продавца об услуге – обычно они соглашаются.

В заключение

Вот как правильно пользоваться нагрузочной вилкой. Это нужное устройство для автоэлектриков, продавцов аккумуляторов. Прибор найдет применение и в гараже. Однако, рядовой автолюбитель вполне может обойтись и без него.

Комментарии