Духовная жизнь общества и индивидуума
Социум – сложный, многомерный организм. Помимо экономической сферы, области политики и государственного устройства, социальных учреждений, существует еще и духовная плоскость. Она проникает во все перечисленные выше сферы жизнедеятельности коллектива, зачастую оказывая на них сильное влияние. Духовная жизнь общества - это система идей, ценностей, понятий. Она включает в себя не только накопленный багаж научных знаний и достижений прежних веков, но и этические нормы, принятые в социуме, ценностные установки и даже религиозные верования.
Все богатство чувств людей, взлеты их мысли, наиболее гениальные творения и свершения создают некий фонд. Это и есть духовная жизнь общества. Философия, искусство, религия, нравственность и наука, с одной стороны, хранят накопленные предшествующими поколениями идеи, теории, знания, а с другой - постоянно продуцируют новые свершения. Духовная сфера всепроникающая: она влияет на другие пласты жизни социума. Так, к примеру, уважение к правам человека приводит к созданию демократических государств, где народ имеет возможность контролировать официальных лидеров.
Духовная жизнь общества и индивидуума – это единое целое. Люди разные, а потому их духовное существование подчас разительно отличается. Окружение оказывает на личность, особенно в раннем возрасте, на стадии воспитания и обучения, огромное влияние. Люди впитывают в себя знания и умения, накопленные человечеством за прошедшие века, осваивают их. Потом приходит черед эмпирического познания мира: индивидуум через свой опыт что-то принимает, а что-то отбрасывает из того, что предлагает ему коллектив. Существуют, правда, еще законы, с которыми человек вынужден считаться, даже если он не разделяет моральных ценностей, которые эти установления породили.
С другой стороны, социум немыслим без его членов, без отдельных людей. А потому духовная жизнь общества получает постоянную подпитку от отдельных представителей, творцов, ученых, религиозных лидеров. Лучшие их деяния входят в копилку культуры человечества, развивая социум, двигая его вперед, совершенствуя. В этом смысле личность выступает не как объект, а как субъект духовных ценностей.