Всегда мыслил нестандартно: художник Поль Гоген, цепляя вниманье зрителей на холсте.
Эжен Анри Поль Гоген - один из величайших художников-постимпрессионистов. Его яркие, экзотические полотна до сих пор притягивают внимание. Но за ними стоит удивительная жизнь человека, который всегда шел своим путем.
Гоген родился в Париже в 1848 году. Его отец был журналистом, мать происходила из Перу. Детство Гогена прошло в Южной Америке, что во многом определило его мировоззрение.
Детство в Перу
Гоген Поль, биография. Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Его отец, Кловис Гоген, был журналистом с радикальными республиканскими взглядами. В 1849 году, опасаясь преследований, Кловис решил эмигрировать с семьей в Перу. Однако по пути он умер от сердечного приступа. Поль провел детство в Перу в семье матери, Алины Марии. Впечатления детства, экзотическая природа, красочные костюмы остались в его памяти на всю жизнь.
В 1855 году, когда Полю Гогену было семь лет, он вместе с матерью вернулся во Францию. Они поселились в Орлеане с его дедом. Гоген быстро выучил французский язык и стал хорошо учиться. В 1861 году его мать открыла швейную мастерскую в Париже, а Гоген Поль готовился поступать в Мореходное училище.
Однако Поль Гоген не прошел по конкурсу и в 1865 году устроился на работу курсантом – учеником лоцмана. До 1871 года он много путешествовал по морям и океанам. Будучи в Индии, Гоген узнал о смерти матери.
Детство Гогена Поля прошло в Перу. Экзотические впечатления, полученные в раннем возрасте, повлияли на все его последующее творчество и решение уехать на Таити.
Начало художественного пути
Вернувшись в Париж в 1872 году после долгих странствий, Поль Гоген получил поддержку от семейного друга Гюстава Арозы. Благодаря ему, Гоген устроился на работу биржевым брокером. В 1873 году Поль Гоген женился на Мэтте-Софи Гад, и вскоре у них родилось пятеро детей.
В то же время Поль Гоген начал интересоваться живописью. В 1873-1874 годах он написал свои первые пейзажи в стиле импрессионизма. Одна из его работ была даже выставлена в Салоне в 1876 году. Поль Гоген познакомился и подружился с художником Камилем Писсарро, который оказал большое влияние на его раннее творчество.
Летом 1879 года Поль Гоген гостил у Писсарро в Понтуазе и писал сады и сельские пейзажи под его руководством. Писсарро же познакомил его с Эдгаром Дега, который стал покупать работы Гогена и рекомендовал другим коллекционерам обратить на него внимание.
С начала 1879 года Поль Гоген стал участвовать в выставках импрессионистов не только как коллекционер, но и как художник. Его все больше воспринимали всерьез в этом качестве. Конец 1870-х годов стал периодом, когда Гоген начал свой путь в искусстве.
В 1884 году Поль Гоген вместе с семьей переехал в Копенгаген и некоторое время продолжал работать брокером. Однако вскоре живопись полностью захватила его, он бросил работу брокера, что привело к распаду брака и отъезду жены с детьми обратно во Францию.
Так во второй половине 1870-х Поль Гоген начал свой путь в искусстве под влиянием импрессионистов. К середине 1880-х живопись полностью захватила его, что определило дальнейший жизненный путь художника.
Дружба с Писсарро
Камиль Писсарро был старше Поль Гоген почти на 20 лет. Он был одним из основоположников импрессионизма и оказал большое влияние на раннее творчество Гогена.
Поль Гоген познакомился с Писсарро до 1874 года. С 1878 года их отношения переросли в теплую дружбу, продлившуюся много лет. Гоген восхищался талантом и скромностью старшего коллеги, а Писсарро, в свою очередь, искренне ценил молодого художника.
Летом 1879 года Поль Гоген гостил в имении Писсарро в Понтуазе. Там он много писал этюды с натуры – сады, пейзажи, крестьян. Писсарро давал ему ценные советы по технике письма, композиции, передаче световоздушной среды. Работы Поль Гоген этого периода очень близки по манере к пейзажам его учителя.
Поль Гоген регулярно посещал Писсарро и в Париже, где они вели долгие беседы об искусстве. Писсарро оказывал ему поддержку, когда Гоген только начинал участвовать в выставках импрессионистов. Он же познакомил его с Эдгаром Дега.
Дружба с Камилем Писсарро имела колоссальное значение для становления Поля Гогена, как художника, и формирования его индивидуального стиля на раннем этапе. Можно сказать, что если кто и оказал решающее влияние на Гогена в 1870-е годы, так это Писсарро.
Участие в выставках импрессионистов
С начала 1879 года Поль Гоген стал принимать активное участие в выставках импрессионистов. Если раньше он был на них скорее коллекционером и зрителем, то теперь представлялся, как полноценный художник наравне с признанными мастерами.
Переломным моментом стала Пятая выставка импрессионистов в 1880 году. Поль Гоген представил там 11 работ. Это были в основном пейзажи, выполненные под влиянием Камиля Писсарро. Гоген еще не нашел собственный стиль, но уже был замечен критиками и коллегами-художниками.
В последующие годы Поль Гоген участвовал почти во всех основных выставках импрессионистов. Его работы все чаще покупали коллекционеры, особенно Эдгар Дега, который, по некоторым данным, приобрел около 10 полотен Гогена. Несмотря на это, Поль Гоген так и не добился широкой известности при жизни.
Участие в импрессионистских выставках 1880-х годов имело огромное значение для творческой эволюции Поль Гоген. Здесь он познакомился со многими известными художниками, получил первые отклики критики и признание коллег. Это стимулировало его к дальнейшему поиску и экспериментам в искусстве.
Переезд в Копенгаген
В 1884 году Поль Гоген принял решение переехать с семьей в Копенгаген, столицу Дании. Его жена Мэтте-Софи была датчанкой по происхождению, поэтому, вероятно, выбор пал на этот город.
Поначалу Поль Гоген продолжал работать биржевым брокером и активно заниматься живописью, как хобби. Однако со временем увлечение стало полностью поглощать его. Поль Гоген проводил за мольбертом все больше времени, а в бизнесе дела шли все хуже.
В 1886 году Поль Гоген, наконец, принял решение целиком посвятить себя искусству. Он бросил работу брокера, несмотря на протесты жены и растущую семью. В итоге это привело к распаду брака – Мэтте-Софи уехала с детьми обратно во Францию, оставив его одного в Копенгагене.
Пребывание Поля Гогена в Копенгагене в 1884-1885 годах стало переломным моментом в его судьбе. Именно тогда окончательно определился его жизненный выбор в пользу живописи, что предопределило все дальнейшие скитания и трагедии его биографии.
Возвращение в Париж
В 1885 году, после ухода жены и разрыва с семьей, Поль Гоген возвращается в Париж. Здесь он поселяется в дешевой комнате на Монмартре, ведет полуголодное существование, но полностью отдается живописи.
В Париже Поль Гоген сближается с группой молодых художников-постимпрессионистов. Он знакомится с Эмилем Бернаром, Луи Анкетеном, Жоржем Сера. Они воодушевлены идеями синтеза искусств и символизма в живописи.
В 1886 году Поль Гоген вместе с друзьями отправляется в Бретань, где они основывают колонию художников в Понт-Авене. Там Гоген активно работает, ищет свой стиль. Под влиянием японской гравюры он делает работы сильно уплощенными, декоративными, с обобщенными формами.
Возвращение Поля Гогена во Францию в 1885 году положило начало новому, постимпрессионистскому этапу в его творчестве и стало переломным моментом на пути к зрелому индивидуальному стилю.
Путешествия по Франции
Во второй половине 1880-х годов Поль Гоген много путешествует по Франции. Он побывал в Нормандии, Бретани, Провансе, Париже и его окрестностях. Эти поездки имели большое значение для развития его творческой манеры.
Особенно важной была Бретань, куда Поль Гоген ездил несколько раз в 1886-1890 годах. Там, в местечке Понт-Авен он подружился с группой молодых художников-постимпрессионистов. Вместе они изучали теорию искусства, искали новые пути в живописи.
В 1887 году вместе с художником Шарлем Лавалем Поль Гоген совершил поездку на остров Мартинику в Карибском море. Тропическая природа и яркие краски произвели на него неизгладимое впечатление. После этой поездки в его работах появляются декоративные мотивы, влияние примитивного искусства.
В 1888 году Поль Гоген некоторое время работал в Арле с Винсентом Ван Гогом, где они вели горячие дискуссии об искусстве будущего. Но из-за скандала их пути разошлись.
Таким образом, путешествуя по Франции, Поль Гоген впитывал разные влияния, которые помогли ему обрести неповторимую, ярко индивидуальную манеру живописи.
Совместная работа с Ван Гогом
В 1888 году Поль Гоген некоторое время жил у Винсента Ван Гога в Арле и работал с ним. Это был очень продуктивный и вдохновляющий период для обоих художников, хотя и недолгий. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Гоген и Ван Гог во многом были похожи - оба стремились к новым формам выражения в искусстве, искали свой неповторимый стиль. Они вдохновляли друг друга экспериментировать с цветом, композицией, техникой. Гоген вспоминал: «Мы постоянно обсуждали искусство, спорили и обменивались мнениями».
Хотя совместная работа Гогена и Ван Гога была недолгой, она оказала большое влияние на творчество обоих художников. После знакомства с Ван Гогом яркие, сочные цвета стали играть более заметную роль в работах Гогена, особенно в его знаменитых полотнах таитянского периода.
Отъезд на Таити
В 1891 году Поль Гоген покинул Францию и отплыл на Таити в Океанию. Это решение стало поворотным моментом в его жизни и творчестве. Гоген давно мечтал уехать из цивилизованной Европы, чтобы приблизиться к первозданной природе и людям, живущим в гармонии с ней.
На островах Океании художник надеялся обрести свободу от условностей и материальных забот, найти вдохновение в экзотической природе и культуре. «Я устал от цивилизации европейцев. Мое сердце покоится только среди природы первозданной и людей простодушных», - писал Гоген перед отъездом.
Путь на Таити был долгим и трудным. Сначала Гоген приплыл в Панаму, оттуда добрался до островов Маркизского архипелага, а затем до Таити. По прибытии он поселился в деревне Тауне на северном побережье острова. Гоген был очарован экзотической природой Таити с ее пальмами, буйной растительностью и яркими цветами.
Художник быстро освоился на новом месте. Он построил себе хижину, обзавелся садом, завел друзей среди туземцев. Гоген с интересом наблюдал за их укладом жизни, обычаями, местными легендами. Он часто рисовал таитянок в национальных костюмах, изображал пейзажи и сцены из жизни островитян.
На Таити Гоген обрел долгожданное спокойствие и вдохновение. Он писал: «Я нашел здесь все, что мне нужно - поэзию и природу». За два года пребывания на острове художник создал около двухсот полотен - ярких, декоративных, проникнутых ощущением первозданной гармонии.
Таити стало для Гогена настоящим раем, где он смог воплотить свои мечты об искусстве, свободном от условностей цивилизованного мира. Здесь зародился его уникальный синтетический стиль, соединивший элементы импрессионизма, постимпрессионизма и примитивного искусства Океании.
Жизнь на Таити
После первого приезда на Таити в 1891 году Поль Гоген провел на этом райском острове большую часть оставшейся жизни. Художник был очарован красотой тропической природы, теплым климатом и неспешным укладом жизни островитян.
На Таити Гоген обрел гармонию, о которой так мечтал, - единение с природой, простую радость бытия. Он писал: «Я нашел здесь покой, какого не знал прежде». Художник поселился в деревушке на северном берегу острова, построил себе хижину. Его дом окружал большой сад с тропическими деревьями и цветами.
Гоген полностью погрузился в новую для себя культуру. Он изучал язык и обычаи таитян, много общался с местными жителями, часто рисовал их. Художник одевался как туземцы, носил парчовую рубаху, сандалии, расписывал свое тело традиционным орнаментом.
На острове Гоген обрел семью – в 1892 году он женился на тринадцатилетней таитянке Техаамана, которая родила ему дочь. Хотя брак был официально не зарегистрирован, Гоген считал Техааману своей законной женой.
Жизнь на Таити дала мощный толчок творчеству Гогена. За два года на острове он создал около двухсот ярких, декоративных полотен – пейзажей, портретов таитянок, жанровых сцен. Художник экспериментировал с цветом, фактурой, композицией.
Однако со временем жизнь на отдаленном острове стала тяготить Гогена. В 1893 году он вернулся во Францию, надеясь продать свои работы и заработать денег. Но картины примитивистского стиля не нашли понимания у парижской публики. Разочарованный, через два года Гоген снова уехал на Таити.
Второе пребывание на острове (1895-1901) было трудным для художника. У него начались проблемы со здоровьем, обострились конфликты с колониальной администрацией. Гогена раздражали попытки миссионеров обращать туземцев в христианство. Он защищал права и традиции островитян, нажил себе немало врагов среди чиновников.
Несмотря на трудности, Гоген продолжал активно работать. В его поздних таитянских полотнах появились мрачные, тревожные мотивы – темы смерти, одиночества, тоски по утраченному раю. Но до конца жизни остров оставался для художника источником вдохновения и образом утраченного Эдема.
Последние годы
В 1901 году Поль Гоген покинул Таити и переселился на остров Хива-Оа в Маркизском архипелаге. Этот переезд положил начало последнему, самому драматичному периоду в жизни и творчестве художника.
Побудительными причинами отъезда с Таити стали ухудшающееся здоровье и преследования со стороны французской колониальной администрации. На Хива-Оа Гоген надеялся обрести покой и вдохновение для работы.
Однако жизнь на новом месте оказалась еще более суровой. Хива-Оа был менее гостеприимным островом, чем райский Таити. Природа здесь была первозданной, но слишком дикой и мрачной для Гогена.
На Хива-Оа художник построил себе хижину в деревне Атуона у подножия вулкана. Он с трудом прижился на острове, мало общался с местными жителями из-за языкового барьера. Гоген чувствовал себя глубоко одиноким и писал в письмах о «бесконечном одиночестве души».
В эти годы здоровье художника резко ухудшилось. Его мучили экзема, сердечные боли, приступы депрессии. Гоген лечил болезни опиумом и морфием, что еще больше подтачивало его физические силы.
Несмотря на все трудности, в уединении на Хива-Оа Гоген пережил подлинный творческий подъем. За два года он создал около 140 полотен - самых зрелых и значительных в своем творчестве.
В работах последних лет ярко проявился синтетический стиль Гогена, соединивший импрессионизм с примитивным искусством. Его поздние полотна поражают глубиной философского содержания и мистическими, тревожными мотивами.
В 1902 году Гоген написал автобиографическую книгу «Noa Noa» о своей жизни на Таити. Это произведение проникнуто ностальгией по утраченному раю, разочарованием в цивилизации, предчувствием близкой смерти.
Последние месяцы жизни художник мучился от болей и депрессии, почти не вставал с постели. 8 мая 1903 года Гоген покончил с собой, отравившись мышьяком. Ему было 54 года.
Смерть Гогена
Поль Гоген умер 8 мая 1903 года на острове Хива-Оа в возрасте 54 лет. Причина смерти - преднамеренное отравление мышьяком. Это трагическое событие положило конец бурной, полной драматизма жизни великого художника.
В последние месяцы жизни здоровье Гогена резко ухудшилось. Его мучили хронические болезни - экзема, сифилис, проблемы с сердцем. Для обезболивания художник принимал морфий и опиум. Гоген впал в тяжелую депрессию, его мучили мысли о неизбежно приближающейся смерти.
8 мая 1903 года Гоген, находясь в состоянии отчаяния и безысходности, принял смертельную дозу мышьяка. Перед этим он написал предсмертное письмо своему другу, в котором говорилось: «Я слаб и умираю. Прощай».
Гогена нашли мертвым на следующее утро рядом с его домом. Согласно воспоминаниям очевидцев, лицо художника было спокойным и просветленным. Его похоронили на кладбище недалеко от деревни Атуона.
Самоубийство Гогена стало кульминацией его внутренних противоречий и трагического мировосприятия. Всю жизнь он искал гармонию, бежал от цивилизации, но так и не смог обрести покой. Мучимый болезнями и одиночеством, художник добровольно ушел из жизни.
В свои последние годы Гоген часто обращался в работах к темам смерти, страдания, обреченности человека. Его мрачные, тревожные поздние полотна как будто предвещали близкий трагический финал.
Гоген умер в зените славы и творческих сил. Хотя при жизни его талант не был оценен, сегодня художник считается одним из величайших мастеров модерна. Его работы оказали огромное влияние на развитие живописи 20 века.
Наследие художника
Хотя при жизни творчество Поля Гогена не получило признания, после смерти его наследие произвело переворот в искусстве XX века и оказало огромное влияние на авангард.
После кончины художника в 1903 году его работы были представлены на ретроспективной выставке в Париже в 1906 году. Экспозиция имела грандиозный успех и открыла для публики Гогена, как выдающегося мастера.
Яркий, экспрессивный стиль поздних работ Гогена вдохновил многих художников авангарда. Его влияние особенно заметно в творчестве фовистов и диезаннистов, которые переняли декоративность, смелое цветовое решение полотен Гогена.
Значение имели и его тексты - книга «Noa Noa» о жизни на Таити, статьи об искусстве. Гоген в них выступал с критикой европейской цивилизации, противопоставлял ей гармонию первобытных культур.
Творческие идеи Гогена легли в основу примитивизма в живописи XX века. Его поиски новых выразительных средств, обращение к архаическому искусству повлияли на Пикассо, Матисса, модернистов.
Сегодня работы Гогена высоко ценятся коллекционерами и выставляются в крупнейших музеях мира. Он считается одним из ключевых предшественников модернизма в искусстве XX века.
Значение творчества Гогена
Поль Гоген сыграл выдающуюся роль в истории изобразительного искусства конца XIX - начала XX века. Его творчество стало важной вехой на пути к модернизму и оказало большое влияние на авангард.
Вклад Гогена многогранен. Он разрушил традиции академической живописи и натурализма, привнес в искусство принцип декоративности и условности изображения.
Гоген обогатил живописный язык, активно использовал чистый, яркий цвет, уплощенные формы и обобщенный рисунок. Его полотна отличались невиданной ранее экспрессией.
Художник обратился к искусству примитивных культур Океании, Африки, которое вдохновило его на поиск новых выразительных средств.
В своих работах и текстах Гоген выступил с критикой западной цивилизации, ее материализма и лицемерной морали. Он противопоставлял ей гармонию первобытных народов.
Творчество Гогена проникнуто глубокими философскими идеями - поиском абсолюта, стремлением к подлинности бытия, внутренней свободе.
Благодаря этим новаторским чертам, Гоген оказал огромное влияние на фовистов, экспрессионистов, кубистов, все модернистское искусство XX века. Его можно считать предтечей и вдохновителем художественного авангарда.