Первый спас: история праздника и народные традиции
Первый Спас, или Медовый Спас, отмечается в православии имеет глубокие исторические корни и богатые народные традиции.
В народе его называют по-разному: Медовый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде. В этот день православная церковь чтит сразу три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икону Владимирской Божьей Матери.
Первый Спас знаменует начало Успенского поста и разрешение употреблять в пищу мед, овощи и фрукты нового урожая. Он богат яркими обрядами и традициями, главными из которых являются освящение меда, воды и урожая.
История возникновения
Первый Спас, или Медовый Спас, отмечается православной церковью в августе. Этот праздник посвящен сразу трем церковным событиям: памяти Животворящего Креста Господня, чудотворной иконе Спасителя «Спас Нерукотворный» и Владимирской иконе Божией Матери.
Народная составляющая праздника связана с тем, что к этому времени заканчивался медосбор. Поэтому день называли еще Маковым или Медовым Спасом. Кроме того, с Медового Спаса разрешалось есть овощи нового урожая и начинался Успенский пост.
Существует несколько версий происхождения названия «Спас». По одной из них, оно произошло от слова «спасать», так как в эти дни люди спасали себя употреблением в пищу меда, яблок и хлеба. Другая версия связывает название с личностью Иисуса Христа как Спасителя.
Народные названия
Первый Спас известен под множеством народных названий на разных славянских языках. В России его называют Медовый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник, День Соломониды-бабушки.
- В Белоруссии — «Макавей», «Макава», «Макаўе», «Першы Спас», «Спас Мядовік», «Медзяны Спас».
- На Украине — «Маковія», «Маковей», «Макотрус».
- В Болгарии — «Протоягус», «Егус», «Ягус», «Устина», «Макавеи», «Макаве», «Чуруци», «Моринки», «Зетьовден».
- У сербов — «Макавеј», «Макивије».
- У поляков — «św. Piotra», «św. Piotra w okowach», «św. Piotra Palikopy», «św. Palokopa».
Такое многообразие названий связано с различными местными традициями празднования первого спаса у славянских народов.
Почитание святынь в этот день
Первый Спас посвящен памяти сразу трех христианских святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Эти святыни тесно связаны в православной традиции.
Животворящий Крест Господень, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обретен равноапостольной Еленой. Образ Спасителя - это нерукотворный образ, отпечатавшийся на платке, которым Христос вытер лицо, идя на казнь. А икона Владимирской Божией Матери, написанная евангелистом Лукой, долгое время находилась в Константинополе.
Почитание этих святынь в первый спас символизирует тесную связь земной жизни Христа и его матери с верой православных христиан. Крест, на котором Христос принял мученическую смерть, нерукотворный образ Самого Спасителя и икона Богородицы, написанная одним из апостолов - все эти святыни дороги каждому верующему.
Помимо главных трех святынь, которым посвящен Первый Спас, в этот день также вспоминают ветхозаветных мучеников братьев Маккавеев. Согласно библейской Книге Маккавейской, они отказались нарушить иудейские обычаи и были казнены царем Антиохом в 166 году до н.э.
Память Маккавеев особенно почитается на Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у южных славян. Народная этимология даже переосмыслила название Первого Спаса как Маковый Спас из-за созвучия с именем Маккавеи. Но изначально это разные праздники, просто совпавшие по дате - 1 августа по юлианскому календарю.
Традиция освящения меда и угощений
Одна из главных традиций Первого Спаса - освящение меда нового сбора и разрешение его употребления в пищу после поста. В церквях совершался специальный чин освящения меда, который приносили пчеловоды. Брали самый большой медовый сот из лучшего улья и несли в храм.
После обедни священник благословлял мед и разрешал его есть всем прихожанам. Часть освященного меда сразу раздавали нищим у церкви. Также «попова доля» меда откладывалась для священнослужителей. На праздничном столе в этот день обязательно присутствовали блюда и выпечка с медом.
Помимо меда, освящали также другие дары лета, собранные к этому времени, - мак, пшеницу, яблоки. Выпекали медовые пряники, булочки и пирожки с маком, варили маковое молочко. Угощение этими лакомствами символизировало благодарность Богу за новый урожай.
Традиция освящать мед на Первый Спас была очень древней и берет начало еще в языческие времена. Мед считался особым божественным даром, приносящим здоровье и изобилие. Поэтому его обязательно приносили на жертвенник богам, а потом употребляли в пищу.
Интересно, что мед освящали не только в церкви, но и прямо на пасеке. Пчеловод обходил все ульи с крестом в руке и кропил их святой водой. А затем устраивался праздник для всех желающих, где можно было отведать свежего меда.
Таким образом, освящение меда и угощений стало неотъемлемой традицией «первого спаса». Этот обычай соединил в себе языческие и христианские корни почитания меда как особого божественного дара.
Обряды освящения воды
Еще одна важная традиция Первого Спаса - обряды освящения воды. В этот день совершали крестные ходы к рекам, озерам и колодцам. Священники освящали воду, а затем люди окунулись в нее или набрали с собой.
По народным поверьям, вода в этот день обладала целебными и очистительными свойствами. Купание или обливание освященной спасовой водой должно было излечить все болезни, смыть сглаз или порчу. Также ею оберегали дом и домашний скот.
Кроме того, на «Первый Спас» освящали новые или отремонтированные за лето колодцы. Верили, что вода из такого колодца будет не только чистой, но и святой. А день «первого спаса» считался самым благоприятным для этого обряда.
Иногда вместе с водой освящали и цветы, травы, веточки деревьев, собранные возле водоема. По древним поверьям, растения вбирают в себя святость воды и могут хранить целебную силу очень долго. Такие «спасовки» использовали как обереги и для лечения.
Помимо этого, бытовала традиция гадания на «первый спас» при помощи воды и растений. Девушки пускали по освященной реке венки из цветов и трав, а по тому, как вел себя венок, определяли свою судьбу в браке.
Таким образом, освящение воды на этот православный праздник было тесно переплетено с народными обычаями и поверьями о целебной и магической силе воды. Эти языческие верования гармонично сосуществовали с христианской традицией в одном обряде.
Крестные ходы вокруг полей
Наряду с освящением воды, на Первый Спас было принято совершать крестные ходы вокруг полей и пашен. Деревенский священник вместе с прихожанами обходил все поля с пением молитв и окроплением их святой водой.
Такая традиция была связана с тем, что к этому времени завершались основные полевые работы. Зерно было собрано, а оставшаяся на корню пшеница, рожь или овес уже поспевали к новому урожаю.
Крестьяне верили, что молитвенное освящение полей поможет сохранить и преумножить добытый трудом урожай. А также обезопасит будущий урожай от непогоды, вредителей и прочих напастей.
Иногда после такого хода устраивался праздник прямо на поле или на сельской площади рядом с церковью. Люди веселились, пели песни, угощали друг друга едой и напитками, славя Бога за щедрые дары земли.
Так крестные ходы на первый спас знаменовали окончание активной фазы полевых работ в деревне. И одновременно символизировали надежду на сохранение собранного урожая, а также благословение грядущих всходов.
Поверья и приметы Первого Спаса
Первый Спас издавна сопровождался множеством народных примет и поверий. Крестьяне внимательно следили за природными явлениями в этот день, чтобы определить урожай будущего года или предсказать погоду на зиму.
Одно из самых распространенных поверий гласит: «Какова погода на первый Спас - такова будет и зима». То есть, если в этот день стоит жаркая и сухая погода - предстоит холодная зима с морозами. А дождливый и прохладный Спас «к долгой снежной зиме готовься».
Также по цветению и плодоношению растений определяли урожай ягод или фруктов в следующем году. Например, обильное цветение калины или рябины к урожаю этих ягод. А большое количество шиповника предвещало хороший сбор яблок.
Особое внимание уделяли поведению пчел в улье и количеству меда на сотах. Скудные запасы к затяжной осени и ранней зиме. Если пчелы вялые и малочисленные - к голодному году впереди.
Крестьянки также гадали на «первый спас» о замужестве. Например, девушка брала три веточки вербы, клала под подушку на ночь и утром определяла по ним суженого - зеленые ветки к холостяку, увядшие к вдовцу, а сухие к старику в мужья.
Как видно, первый спас был наполнен массой примет и обрядов, связанных с поверьями о влиянии этого дня на всю последующую жизнь крестьян. Праздник знаменовал переход от лета к осени и по сути определял, чем жить зимой.