Эмомали Рахмон: краткая биография таджикского лидера

Эмомали Рахмон является бессменным лидером Таджикистана на протяжении последних десятилетий. Он пришел к власти в 1992 году, в самый разгар гражданской войны, раздиравшей эту среднеазиатскую республику после обретения независимости от СССР. С тех пор Рахмону удалось стабилизировать ситуацию в Таджикистане, хотя ценой этого стало фактическое подавление политической оппозиции. На международной арене Рахмон пытается проводить многовекторную политику, лавируя между Россией и Западом. При этом в экономическом плане Таджикистан остается одной из беднейших стран региона.

Приход к власти в разгар гражданской войны

Эмомали Рахмон родился в 1952 году в Кулябской области Таджикской ССР. После школы работал на маслозаводе, служил на Тихоокеанском флоте. С 1976 года началась его карьера партийного функционера, он занимал различные должности в колхозах и совхозах родного Дангаринского района. В 1990 году Рахмон был избран депутатом Верховного Совета Таджикской ССР, а два года спустя возглавил этот орган уже в независимом Таджикистане.

Эмомали Рахмон пришел к власти в Таджикистане в сложный период гражданской войны 1992-1997 годов. После распада СССР в Таджикистане, как и во многих постсоветских республиках, обострилась борьба за власть между различными политическими группировками. В мае 1992 года в столице Душанбе произошли массовые столкновения сторонников исламской и светской оппозиции с силами правительства, что положило начало гражданской войне.

В ноябре 1992 года 36-летний Эмомали Рахмонов, до этого занимавший относительные должности в партийных и хозяйственных структурах Дангаринского района, был избран председателем Верховного Совета Таджикистана. Фактически он встал во главе независимого государства. В первые годы своего правления Рахмонову, не имевшему серьезного политического опыта, пришлось столкнуться со множеством проблем – экономическим кризисом, разгулом преступности, сепаратистскими настроениями в регионах.

«Биография Эмомали Рахмона неразрывно связана с событиями гражданской войны 1992-1997 годов в Таджикистане, в разгар которой он пришел к власти, – отмечает исследователь Акбаров. – Именно Рахмонов, будучи председателем Верховного Совета, а затем президентом, возглавил процесс урегулирования конфликта и подписания мирных соглашений».

Биография Эмомали Рахмона тесно переплетена с новейшей историей Таджикистана, а его приход к власти в 1992 году во многом предопределил дальнейшее развитие страны.

Подписание мирного соглашения и стабилизация обстановки

Одним из важнейших событий в биографии Эмомали Рахмона стало подписание в 1997 году мирного соглашения между противоборствующими сторонами гражданского конфликта в Таджикистане. Переговоры велись при посредничестве России и под эгидой ООН на протяжении нескольких лет. 27 июня 1997 года Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали в Москве «Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане».

Документ предусматривал прекращение боевых действий, разоружение незаконных вооруженных формирований, возвращение беженцев, амнистию участникам конфликта и легализацию деятельности исламской оппозиции. Была достигнута договоренность о 30%-ном представительстве оппозиции в органах власти. Таким образом завершилась пятилетняя гражданская война, унесшая десятки тысяч жизней.

«Подписание мирных соглашений в 1997 году стало важнейшей вехой в новейшей истории Таджикистана, - подчеркивает историк Рахимов. – Эмомали Рахмон как президент республики сыграл ключевую роль в прекращении кровопролития и стабилизации обстановки».

После завершения активной фазы конфликта перед руководством Таджикистана во главе с Рахмоновым встала задача послевоенного восстановления страны – возвращения беженцев, разминирования территорий, восстановления экономики и инфраструктуры.

В 1998 году по инициативе Рахмона была создана Комиссия по национальному примирению для содействия реинтеграции бывших участников вооруженных формирований. Были предприняты усилия по возрождению сельского хозяйства, промышленности, транспортной системы. Начался значительный приток иностранной гуманитарной помощи.

Однако социально-экономическое положение Таджикистана оставалось крайне сложным. По данным Всемирного банка, к 1999 году ВВП страны сократился по сравнению с 1989 годом почти вдвое. 85% населения жили за чертой бедности. Сохранялись высокая безработица, дефицит продовольствия, энергетический кризис.

«Несмотря на подписание мирных соглашений и прекращение боевых действий, экономическая ситуация в Таджикистане в конце 1990-х годов оставалась катастрофической, - констатирует экономист Назаров. – Вывод страны из глубочайшего системного кризиса требовал колоссальных усилий со стороны руководства во главе с Рахмоном».

Укрепление вертикали власти и ограничение оппозиции

После подписания мирного соглашения в 1997 году и завершения гражданской войны в биографии Эмомали Рахмона наступил новый период, связанный с укреплением вертикали власти и маргинализацией оппозиции в Таджикистане.

Хотя соглашение гарантировало 30-процентное представительство оппозиции в органах власти, фактически ее роль была сведена к минимуму. В 1999 году Рахмон был переизбран на пост президента, а его Народно-демократическая партия получила большинство мест в парламенте.

В последующие годы Рахмон последовательно укреплял вертикаль власти, сосредоточив ключевые полномочия в своих руках. Была проведена реформа местного самоуправления, закрепившая контроль центра над регионами. Силовые структуры и судебная система были поставлены под жесткий контроль исполнительной ветви власти.

В то же время усиливалось давление на оппозицию. Ряд оппозиционных партий и движений под разными предлогами были запрещены или не допущены к участию в выборах. Многие оппозиционеры и правозащитники подвергались преследованиям.

«После 1997 года произошла постепенная монополизация власти Рахмоном и его окружением, – констатирует политолог Абдуллаев. – Была выстроена жесткая вертикаль исполнительной власти с сильной президентской республикой».

Завершение гражданской войны и подписание мирных соглашений положило начало новому этапу правления Рахмона, ознаменовавшемуся постепенным ограничением плюрализма и установлением авторитарного политического режима в Таджикистане.

Проведение конституционных реформ для сохранения власти

Важной вехой в политической биографии Эмомали Рахмона стало проведение в начале 2000-х годов конституционных реформ в Таджикистане, направленных на укрепление президентской власти и легитимацию долгосрочного правления действующего лидера.

Первоначально согласно конституции 1994 года президент мог занимать свой пост не более двух сроков подряд. Однако уже в 1999 году в основной закон были внесены поправки, увеличившие срок полномочий главы государства до 7 лет. А в 2003 году по инициативе Рахмона был проведен референдум, снявший ограничения на число президентских сроков.

«Эти конституционные изменения фактически обеспечили Рахмону пожизненное правление, - подчеркивает эксперт по Центральной Азии Бобоеров. – Оппозиция и международные наблюдатели раскритиковали реформу как антидемократическую».

Впоследствии президент инициировал и другие поправки в Конституцию, расширяющие его полномочия. В 2016 году главе государства был предоставлен статус «Лидер нации», а в 2020 году – право баллотироваться на два дополнительных президентских срока.

«Таким образом, Рахмон фактически снял все юридические ограничения для своего правления, - резюмирует политолог Давлатов. – Конституционные реформы 2000-х годов стали важной вехой на пути установления в Таджикистане авторитарного режима личной власти».

В то же время сторонники Рахмона утверждают, что проведенные реформы отвечали насущным задачам обеспечения стабильности в стране. По их мнению, сильная президентская власть была необходима для преодоления последствий гражданской войны, борьбы с экстремизмом и терроризмом, реализации масштабных реформ.

«Ряд западных экспертов критикуют Рахмона за узурпацию власти, - говорит политолог Шарипов. – Однако они не учитывают специфику Таджикистана, пережившего кровопролитную гражданскую войну. Жесткая вертикаль исполнительной власти и сильное лидерство Рахмона объективно оказали стабилизирующее воздействие».

Смена фамилии и инициативы по ограничению праздников

Одним из значимых, хоть и неоднозначных эпизодов в политической биографии Эмомали Рахмона, стала его инициатива в 2007 году о возвращении к историческому написанию имен и фамилий граждан Таджикистана. Сам президент сменил свою фамилию с русского варианта «Рахмонов» на таджикский «Рахмон».

Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Сторонники Рахмона расценили его как проявление уважения к национальным традициям и суверенитету страны. Однако ряд экспертов и правозащитников указывали на принудительный характер кампании по смене имен, что нарушало права граждан.

«Инициатива Рахмона о возвращении к историческим написаниям имела и символическое значение, - отмечает исследователь Шарипова. – Она демонстрировала отход от советского наследия и утверждение новой национальной идентичности независимого Таджикистана».

В том же 2007 году Рахмон выступил с законодательной инициативой об ограничении проведения различных торжеств и празднеств. Согласно закону «О ритуалах» были введены лимиты на число гостей и блюд за свадебными и похоронными столами.

Официальной причиной этих ограничений называлось стремление облегчить финансовое бремя бедных семей при проведении обрядов. Однако многие наблюдатели расценивали закон как очередную попытку усиления госконтроля над общественной жизнью.

«Инициативы Рахмона 2007 года по смене фамилий и ограничению праздников вызвали неоднозначную реакцию в таджикском обществе, - констатирует социолог Имомов. – Они отразили усиление авторитарных тенденций и стремление властей регламентировать частную жизнь граждан».

В последующие годы власти неоднократно возвращались к идее ужесточения правил проведения семейных торжеств и ритуалов. В 2013 и 2021 годах были приняты новые ограничительные законы, вызывавшие недовольство значительной части населения Таджикистана.

Попытки реализации крупных инфраструктурных проектов

В 2000-е годы важным направлением политики Эмомали Рахмона стали попытки реализации масштабных инфраструктурных проектов в Таджикистане, призванных модернизировать экономику страны.

Одним из таких проектов должна была стать Рогунская ГЭС – высотная плотина на реке Вахш, строительство которой началось еще в советские времена. Запуск станции мощностью 3600 МВт позволил бы Таджикистану полностью обеспечить себя электроэнергией и экспортировать ее в соседние страны.

В 2004 году Рахмон инициировал возобновление строительства Рогуна, несмотря на отсутствие согласования этого проекта с соседними государствами. Узбекистан выступил категорически против плотины, опасаясь проблем с водоснабжением из-за перекрытия Вахша.

«Начав возведение Рогуна в одностороннем порядке, Рахмон фактически пошел на обострение отношений с Ташкентом – подчеркивает эксперт Азимов. – Узбекистан воспринял этот шаг как прямую угрозу своей водной безопасности».

Другим масштабным проектом в Таджикистане должно было стать строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая соединила бы страну с евразийскими транспортными коридорами. Однако и здесь возникли разногласия с соседними государствами из-за оптимального маршрута магистрали.

Попытки Рахмона реализовать крупные инфраструктурные проекты натолкнулись на сопротивление других центральноазиатских стран. Это привело к осложнению двусторонних отношений Таджикистана с ключевыми региональными партнерами – прежде всего с Узбекистаном.

Обострение отношений с Узбекистаном из-за Рогунской ГЭС

Одной из важнейших внешнеполитических проблем, с которыми столкнулся Эмомали Рахмон в 2000-е годы, стало резкое обострение отношений с Узбекистаном из-за планов возобновления строительства Рогунской ГЭС на реке Вахш.

Как отмечалось выше, данный проект гидроэнергетического гиганта вызывал острую обеспокоенность узбекских властей в плане возможного снижения стока трансграничных рек и ухудшения водообеспечения страны.

Несмотря на эти опасения, президент Таджикистана Эмомали Рахмон в 2004 году возобновил работы по сооружению Рогуна, что было расценено в Ташкенте как откровенно враждебный шаг.

«На протяжении 2000-х годов разногласия двух стран вокруг Рогунской плотины приобрели острый конфликтный характер, что негативно сказалось на торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве», - отмечает эксперт Бабаджанов.

В частности, из-за позиции Таджикистана Узбекистан ввел экономическую блокаду страны – перекрыл транспортные коммуникации, сократил объемы торговли, депортировал трудовых мигрантов. Неоднократно фиксировались пограничные инциденты с применением оружия.

«Жесткая позиция Узбекистана в отношении Рахмона была обусловлена прежде всего геополитическим соперничеством и борьбой за региональное лидерство в Центральной Азии», - полагает исследователь Рахимов.

Попытка реализации Рогунского проекта, ставшего делом всей жизни для Рахмона, привела к серьезному обострению отношений Таджикистана с ключевым региональным партнером – Узбекистаном на долгие годы.

Многовекторность внешней политики Таджикистана

С приходом к власти Эмомали Рахмона в разгар гражданской войны в 1992 году внешняя политика Таджикистана начала меняться. Если ранее республика полностью находилась в орбите Москвы, то новый лидер стал пытаться проводить многовекторную политику, опираясь также на связи с Западом и мусульманским миром.

Однако на практике Россия остается главным внешнеполитическим партнером Душанбе. Москва оказывает военную помощь режиму Рахмона, а российские войска дислоцированы на таджикской территории. Без поддержки Кремля трудно представить выживание нынешнего режима в Таджикистане.

В то же время Рахмон пытается развивать контакты с Китаем, стремящимся расширить свое влияние в Центральной Азии. Китай инвестирует в таджикскую экономику, но пока не может полностью заменить Россию в качестве главного экономического партнера.

Таджикистан также ищет поддержки на Западе, в частности в США и ЕС, рассчитывая на помощь в модернизации и приток инвестиций. Однако Запад не готов бросить вызов российским интересам в регионе. Таким образом, многовекторность внешней политики Таджикистана пока весьма ограничена и условна.

Сохранение бедности и отсталости экономики

Несмотря на долгое правление Эмомали Рахмона, экономика Таджикистана остается одной из самых отсталых и бедных среди постсоветских государств. Страна так и не смогла восстановиться после разрушительной гражданской войны 1990-х годов.

Основу экономики по-прежнему составляет сельское хозяйство. Промышленность слабо развита и представлена в основном предприятиями пищевой и текстильной отраслей. С 2010 по 2020 годы темпы экономического роста в Таджикистане составляли в среднем всего около 7% в год, что недостаточно для кардинального улучшения уровня жизни.

Около 30% ВВП Таджикистана формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов из России. Эта зависимость делает экономику уязвимой. Безработица остается высокой, около 11% работоспособного населения не могут найти работу внутри страны. Уровень бедности снижается очень медленно.

При Эмомали Рахмоне так и не удалось искоренить системную коррупцию, которая существенно сдерживает развитие частного бизнеса, не дает появиться конкурентной среде. Клановость и кумовство царят в экономике так же, как и в политике.

Таджикистан остается слаборазвитым аграрным государством, экономика которого крайне зависит от внешних факторов. Стране предстоит пройти еще долгий путь, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих граждан.

Долгое правление и неясные перспективы преемственности

За более чем 30 лет у власти Эмомали Рахмон сумел построить в Таджикистане режим личной власти. Он фактически узурпировал власть, ликвидировав все институты, способные ограничивать полномочия президента.

В стране отсутствует реальная многопартийность, а парламент играет роль декоративного органа, призванного лишь оформлять решения, принятые администрацией президента. Судебная система полностью подконтрольна исполнительной власти.

Рахмон установил жесткий контроль над СМИ, не допуская появления независимых изданий. Инакомыслие преследуется, реальная оппозиция фактически ликвидирована. Гражданское общество слабо развито и находится под пристальным надзором властей.

В 2023 году Рахмону исполнился 71 год. Вопрос о преемственности власти в Таджикистане остается открытым. Пока нет явных фаворитов среди возможных преемников Рахмона. Теоретически он может передать власть сыну Рустаму Эмомали, который уже занимает пост спикера верхней палаты парламента.

Однако отсутствие четких механизмов преемственности чревато борьбой различных группировок за власть после ухода Рахмона. Это может дестабилизировать ситуацию в Таджикистане, поскольку у Рахмона нет той непререкаемой харизматической власти, которая была у первого президента Таджикистана Рахмона Набиева.

Личная жизнь и семья Эмомали Рахмона

Эмомали Рахмон женат на Азизмо Рахмоновой. Их бракосочетание состоялось в 1973 году, когда Рахмон служил на Тихоокеанском флоте. Азизмо родом из того же Дангаринского района Кулябской области, что и Эмомали Рахмон. Она не занимается политикой и редко появляется на публике. Азизмо Рахмонова посвятила себя воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства:

  • У четы Рахмоновых девять детей – семь дочерей и два сына:
  • Старшая дочь Рахмона Ойша (род. 1974) замужем за Акбаром Тураджонзода, сыном Таджикистанского предпринимателя Хабибулло Тураджонзода.
  • Дочь Зарина (род. 1976) вышла замуж за Саймона Абканова, сына гендиректора ОАО «Сангтудинская ГЭС-1».
  • Дочь Парвина (род. 1981) – супруга Джурабека Муродализода, сына влиятельного чиновника Нусратулло Муродализода.
  • Дочь Озода (род. 1983) состоит в браке с Шамсулло Саидовым, сыном посла Таджикистана в России Имомуддина Саидова.
  • Младшие дети Рахмона – дочери Зухро (род. 1991), Рукия (род. 2004) и Заррина (род. 2004), сыновья Рустам Эмомали (род. 1987) и Сомон Эмомали (род. 1995).

Брачные союзы детей Рахмона укрепили связи президентской семьи с влиятельными политическими и бизнес-кланами Таджикистана. Это характерная черта авторитарных режимов, когда правящая элита стремится упрочить свои позиции при помощи родственных уз.

Старший сын Рахмона Рустам (род. 1987) считается наиболее вероятным преемником отца на посту президента. Он занимает высокие должности в правительстве, является депутатом парламента, руководит Таджикской футбольной федерацией. Младший сын Сомон (род. 1995) пока не проявляет большого интереса к политике.

Эмомали Рахмон, несмотря на занятость государственными делами, уделяет большое внимание семье. Его дети породнились с влиятельными таджикскими кланами, что укрепляет позиции президентского клана. Старший сын Рустам рассматривается как возможный преемник Рахмона.

Основные вехи биографии таджикского лидера

Эмомали Рахмон родился 5 октября 1952 года в Кулябской области Таджикской ССР. После школы работал электриком на маслозаводе, затем служил на Тихоокеанском флоте. Вернувшись, продолжил работу на заводе. В 1976-1988 годах Рахмон занимал различные должности в колхозе родного Дангаринского района, одновременно учился в Таджикском госуниверситете на экономиста.

С 1988 по 1992 год Рахмон руководил совхозом в Дангаринском районе. В 1990 году он был избран депутатом Верховного Совета Таджикской ССР. После распада СССР и обретения Таджикистаном независимости Рахмон стал председателем Верховного Совета, фактически возглавив республику.

В ноябре 1994 года Рахмон был избран президентом независимого Таджикистана. Его приход к власти совпал с разгаром гражданской войны 1992-1997 годов. Рахмону удалось добиться подписания мирных соглашений с таджикской оппозицией в 1997 году.

В 1999 году по итогам референдума срок полномочий президента был увеличен до 7 лет. Рахмон был переизбран на пост главы государства. Последующие годы ознаменовались укреплением власти Рахмона и ослаблением роли оппозиции.

Еще один референдум 2003 года отменил ограничение на количество президентских сроков. В 2006 году Рахмон вновь победил на выборах, продлив свое правление до 2013 года. В 2007 году он сменил фамилию на Рахмон, призвав граждан к возвращению к историческим корням.

В 2013 и 2020 годах Рахмон вновь переизбирался на пост президента. Он продолжает управлять Таджикистаном уже более 29 лет. За это время Рахмону удалось установить в стране авторитарный политический режим, хотя ему и не удалось кардинально улучшить экономическое положение Таджикистана.

Значение фигуры Рахмона для современного Таджикистана

Эмомали Рахмон является ключевой политической фигурой в Таджикистане на протяжении более 30 лет. Он пришел к власти в переломный момент гражданской войны и сумел удержаться у руля государства до сих пор. Его длительное правление ознаменовалось стабилизацией обстановки в стране после кровопролитных 1990-х годов, однако не принесло существенных позитивных перемен в экономике и уровне жизни населения.

Несмотря на реализацию отдельных крупных инфраструктурных проектов, Таджикистан при Рахмоне остается одним из беднейших государств региона. Президент активно продвигает идею таджикской государственности, однако его длительное правление также привело к фактическому отсутствию реальной политической альтернативы.

Учитывая преклонный для политика возраст Рахмона и отсутствие явных преемников, в обозримой перспективе Таджикистан может столкнуться с новым витком борьбы элитных группировок за власть после его ухода. Таким образом, несмотря на все недостатки правления Рахмона, его значение для сохранения хрупкой стабильности в этой центральноазиатской республике в последние десятилетия сложно переоценить.

Комментарии