Закон исключенного третьего – основной принцип логики
Основные логические законы можно уподобить принципам и правилам, действующим в природе. Однако они имеют свою специфику, хотя бы в том, что действуют не в окружающем нас мире, а в плоскости человеческого мышления. Но, с другой стороны, принципы, принятые в логике, отличаются от юридическим норм тем, что их нельзя отменить. Они объективны и действуют помимо нашей воли. Конечно, можно и не рассуждать согласно с этими принципами, но тогда разумными эти умозаключения вряд ли кто-либо сочтет.
Логический закон – это столп науки, как естественной, так и гуманитарной. Если в обыденной жизни еще можно предаться потоку чувств, несовместимых с правилами построения и развития мысли, можно допускать логические лакуны, то в серьезных трудах или дискуссиях такой подход неприемлем. Ибо фундаментом всякой доказательной базы являются принципы верного суждения.
Что же это за правила? Три из них были открыты еще в античную эпоху Аристотелем: это принцип непротиворечивости, правило тождества и закон исключенного третьего. Спустя века Лейбниц открыл еще один принцип – достаточного основания. Все три закона формальной логики, описанные Аристотелем, неразрывно соединены между собой. Если мы на секунду допустим, что одно звено умопостроений отсутствует, тогда, как карточный домик, распадаются и остальные.
Закон исключенного третьего можно вкратце сформулировать следующим образом: «Tertium non datur» или «Третьего не дано». Если мы высказываем две противоположные сентенции, касающиеся одного и того же предмета (или ряда предметов, или феномена), то одно суждение будет соответствовать истине, а другое – нет. Между этими утверждениями нельзя построить еще какое-то третье, которое бы примиряло два основных или служило между ними связующим логическим мостом. Самый простой пример исключенного третьего: «Эта вещь белая» и «Эта вещь не белая». Но он действует только тогда, когда обе противоположных сентенции были высказаны об одной и той же вещи, о данном времени и об одном и том же отношении.
Закон исключенного третьего вступает в силу и тогда, когда между суждениями А и Б есть контрарная или контрадикторная несовместимость. Первая – это высказывание противоположной точки зрения. Например, суждения «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли» являются контрарными. Контрадикторное противоречие возникает тогда, когда фраза А утверждает, а Б отрицает что-либо: «Огонь греет» и «Огонь не греет». Также это противоречие наступает между частным и общим суждениями, когда одно положительное, а другое – негативное: «Некоторые студенты уже имеют дипломы» и «Ни один студент не имеет диплома».
К мышлению, особенно научному, выдвигаются особые требования: последовательности, непротиворечивости определенности. Закон исключенного третьего – это мерило истинности наших логических рассуждений. Например, если мы утверждаем, что «Бог – Всеблаг», тогда сентенция «Бог устроил вечные адские муки для грешников» лишена смысла. Если же мы утверждаем, что Бог создал место вечных мук для кого бы то ни было, тогда нельзя утверждать, что Он – Благой. Поскольку Богу как объекту наших умозаключений не могут принадлежать противоречащие признаки, какая-то из двух приведенных выше сентенций верна, тогда как вторая – ложная. Третьего здесь не дано.