Подкованные кони: история появления подков у лошадей, их функции и необходимость
Лошадиные подковы сегодня кажутся неотъемлемой частью любого коня. Но так было не всегда. У диких лошадей никогда не было подков, они появились только с приручением этих животных человеком. Первые прототипы подков выполнялись из разных материалов, пока в Средние века не получили распространение настоящие металлические подковы. Их изобретение позволило лошадям выдерживать большие нагрузки при работе на людей. Узнайте в этой статье об истории возникновения подков, их функциях и о том, почему дикие лошади прекрасно живут без них.
Первые подобия подков
Первыми защитой лошадиных копыт от изнашивания занялись азиатские кочевники. Приспособления выглядели как башмаки из лыка, тростника и сыромятной кожи. Укрепляли изделие веревками или ремнями над венчиком копыта. Такие лошадиные башмаки были непрочными, их приходилось часто менять, а веревки натирали кожу животного «до крови».
Чуть изобретательнее оказались «древние римляне», использовавшие в качестве подков металлические пластинки – гиппосандалии. Они имели овальную форму и крепились на копыте с помощью крючков и душек, расположенных по краям изделия. Впрочем, держалась эта конструкция также на ремнях. Настоящий технологический рывок совершили «галлы» в III веке до н.э. Этот народ впервые начал крепить копытную защиту «гвоздями». Однако унифицированные гвозди, ухнали, появились только к Средним векам.
Распространение металлических подков
Массово подковывать лошадей в Европе начали в X веке. В Россию же технология подковывания «пришла» только в 1715 году, после реформ кузнечного дела Петра I. Подковывание лошадей постепенно распространилось по всему миру. Причиной этому послужило то, что «подкованные кони» могли значительно больше и быстрее передвигаться по твердым дорогам и каменистой местности. Это давало огромные преимущества в военном деле, транспортировке грузов, пашне полей.
Например, в Китае металлические подковы появились в период династии Тан в VII—X веках. А в Японии технология подковывания завезена из Китая в VI веке. Причем сначала подковы использовались только для боевых коней самураев, а затем распространились и на рабочих лошадей. В Западной Европе «подкованные» лошади активно применялись рыцарями во время крестовых походов. А в период колонизации Америки испанцы завезли туда и технологию подковывания. Так подкова распространилась буквально по всему миру.
Почему диким лошадям подковы не нужны
В отличие от «подкованных коней», диким лошадям подковы действительно не нужны. Их копыта прекрасно справляются без дополнительной защиты даже на пересеченной местности. Это связано с тем, что у диких лошадей образ жизни совсем иной, чем у домашних. Они не носят на себе всадников и грузы, а значит, их копыта не испытывают таких серьезных нагрузок и изнашиваются значительно медленнее.
Кроме того, дикие лошади большую часть времени проводят на мягкой травянистой поверхности, которая щадит копыта. А их активность равномерно распределена как в течение суток, так и сезонов года. Это также благоприятно сказывается на состоянии копыт. Ну и наконец, если копыто дикой лошади все же сильно износится, это чаще всего приводит к травме или гибели животного. Ведь в дикой природе некому «подковать» мустанга, чтобы облегчить ему жизнь.
Подводя итог
Итак, мы рассмотрели историю появления «подков» для лошадей. Первые примитивные кожаные и растительные «подковы» появились еще в глубокой древности. Однако настоящий прорыв произошел с изобретением металлических подков, которые крепились гвоздями к копытам «подкованных коней». Это позволило значительно расширить использование лошадей в военном деле, транспорте, сельском хозяйстве.
Технология подковывания постепенно распространилась из Европы по всему миру вплоть до Америки и Австралии. Сейчас подковы являются неотъемлемой частью экипировки большинства домашних лошадей. В то же время дикие лошади обходятся без подков. Их копыта достаточно крепкие и выносливые, чтобы передвигаться по пересеченной местности без дополнительной защиты. Так что подковы нужны только при интенсивном использовании лошадей человеком.