Боттичелли: «Ад» — анализ творчества художника
Сандро Боттичелли прославился своими жизнеутверждающими полотнами «Весна», «Рождение Венеры». Однако в конце жизни, иллюстрируя «Божественную комедию» Данте, художник создал серию мрачных, трагических работ.
Наиболее известна «Карта ада» - рисунок девяти кругов преисподней. Боттичелли точно передал текст Данте, можно проследить путь Данте и Вергилия к центру Земли. Другие иллюстрации также поражают: грешники в адской грязи, проклятые гиганты, Люцифер, терзающий Иуду.
Незавершенная серия иллюстраций
Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, созданная Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного Медичи, осталась незавершенной. Сохранилось 92 манускрипта, из них полностью раскрашены лишь четыре. Несколько страниц пусты, без рисунков или текста, что свидетельствует о том, что работа не была доведена до конца.
Причины, по которым Боттичелли не закончил иллюстрирование поэмы, могут быть разными. Возможно, прервала работу смерть заказчика Лоренцо Медичи в 1492 году. Или наступивший после этого творческий кризис самого художника. А может быть, перед нами просто эскизы, наброски к будущим полноценным иллюстрациям, которые Боттичелли так и не успел создать.
Но даже в незавершенном виде серия производит сильное впечатление своей мрачной атмосферой, драматизмом, мастерством исполнения. Особенно потрясает «Карта ада» - образец высокого Ренессанса и одна из вершин книжной графики XV века.
Боттичелли: «Ад» воплощен в иллюстрациях с поразительной точностью и мастерством. Кажется, будто мы вместе с Данте и Вергилием совершаем страшное путешествие по кругам Преисподней.
Работа над манускриптами в 1480-х годах
Боттичелли приступил к работе над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте в середине 1480-х годов. Заказчиком выступил Лоренцо Великолепный Медичи, фактический правитель Флоренции того времени. Он был покровителем искусств и ценителем таланта Боттичелли.
Точная датировка создания манускриптов затруднена. Предположительно, художник трудился над ними с перерывами вплоть до своей смерти в 1510 году. А может быть, и до кончины Лоренцо Медичи в 1492-м, после чего работа была прекращена.
Изначально Боттичелли наносил рисунок серебряной иглой, вдавливая контуры в пергамент. Это позволяло экономить дорогую бумагу и создавать наброски, пока окончательный вариант композиции не был найден. Затем контуры обводились чернилами, а сами рисунки раскрашивались.
На обороте каждой иллюстрации приведена соответствующая цитата из поэмы Данте. Это делалось для удобства заказчика, чтобы он мог сопоставить текст и рисунок. Так Боттичелли добивался максимальной точности в передаче замысла Данте и описываемых им сцен «ада».
Мрачные образы «Божественной комедии»
«Божественная комедия» Данте наполнена мрачными, пугающими образами. Это и описание кругов Ада, где грешники подвергаются страшным мучениям. И Люцифер, вмерзший в лед своего Коцита. И переправа через реку Ахерон с надменным перевозчиком Хароном.
Все эти образы с невероятной силой и точностью переданы Боттичелли в его иллюстрациях. Кажется, будто мы сами совершаем вместе с Данте его воображаемое путешествие по загробному миру.
Особенно впечатляет «Карта ада». Боттичелли изобразил Преисподнюю в виде гигантской воронки с девятью концентрическими кругами. В центре — ужасающий Люцифер, пожирающий своими тремя пастями величайших грешников.
Каждый круг соответствует определенному греху и наказанию за него. Так, во втором круге мучаются похотливые, терзаемые бурей и ураганом. В третьем гниют чревоугодники под кислотным дождем. В пятом вонючее болото заставляет драться гневливцев и ленивцев.
Восемнáдцатая песнь «Ада» посвящена обманщикам восьмого круга. Их разные категории мучаются по-разному: кто застрял в кале, кто кипит в раскаленной смоле, кто истерзан гадами... Выразительные подробности Боттичелли передают всю безысходность адских мук.
Так художнику удается визуализировать сложные философские концепции поэмы, сделать их наглядными и осязаемыми. Погружаясь в мир дантовских образов, зритель как бы сам оказывается во «вратах ада», где «оставить надо всякую надежду».
Точность в передаче поэмы Данте
Иллюстрации Боттичелли отличаются поразительной точностью в передаче текста «Божественной комедии». Кажется, будто художник вместе с Данте совершил это воображаемое путешествие по загробному миру и теперь делится увиденным.
На «Карте ада» с математической скрупулезностью воспроизведена структура Преисподней, описанная в поэме. Девять концентрических кругов-воронок, каждый из которых предназначен для определенной категории грешников.
В иллюстрациях к восемнадцатой песни мы видим разные виды мучений, уготованные обманщикам восьмого круга. Кто-то барахтается в кипящей смоле, кто-то истерзан змеями и скорпионами... Все в точности, как описал Данте.
Особенно ярко талант Боттичелли проявился в изображении Люцифера. Огромное трехликое чудовище по пояс вмерзло в лед. Каждая пасть проглатывает одного из трех величайших грешников человечества: Иуду, Брута и Кассия.
Это воплощение самой сути Ада, его конечная цель - вобрать в себя души грешников и их мучения. Ужасающий образ на удивление точно передает описание Данте в последней, тридцать четвертой песне «Ада».
Творческий кризис Боттичелли
В 1490-х годах Боттичелли переживает глубокий творческий кризис. Его покровитель Лоренцо Медичи умер, пришли в упадок многие флорентийские семьи, ранее заказывавшие работы художнику. Сам он тяжело заболел, отчаянно нуждался в деньгах.
В это время Сандро увлекся проповедями Савонаролы, религиозного фанатика, требовавшего покаяния и отречения от грехов. Под его влиянием Боттичелли уничтожил некоторые свои произведения, в том числе «Языческую Венеру».
Тематика работ мастера меняется. Теперь это суровые образы святых, страдальцев, мучеников. И загробные видения в духе «Божественной комедии».
В трагическом мироощущении Боттичелли конца XV века находят свое отражение слом эпохи Возрождения и наступление мрачной реакционной эпохи. Его поздние произведения, включая иллюстрации, проникнуты безысходностью и скорбью.
Художник умер в бедности в 1510 году. Так и не был довершен замысел иллюстрирования «Божественной комедии», столь близкой Боттичелли по духу в последние годы жизни. Но и в незаконченном виде «Карта ада» поражает глубиной и силой трагического мировосприятия мастера.
Влияние «Карты ада» на последующих художников
«Карта ада» Боттичелли оказала большое влияние на последующих художников, вдохновлявшихся творчеством Данте. Особенно это касается прерафаэлитов XIX века – течения в английском искусстве, призывавшего вернуться к идеалам «чистоты» средневекового и раннеренессансного искусства.
Один из лидеров прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти создал целую серию картин и рисунков на мотивы «Божественной комедии». Многие мотивы перекликаются с работами Боттичелли, особенно это видно в образах Беатриче и Люцифера.
Другой прерафаэлит, Уильям Блейк, тоже иллюстрировал поэму Данте. Его гравюры отличает романтическая одухотворенность образов при сохранении мрачности и драматизма сцен. А многочисленные аллегорические персонажи Блейка несут на себе отпечаток стиля Боттичелли.
В XX веке сюжеты «Божественной комедии» вдохновляли сюрреалистов, которые были очарованы фантасмагоричностью видений Данте. У Сальвадора Дали есть целая серия работ на эту тему. А «Карта ада» Боттичелли послужила визуальным прообразом для многих сюрреалистических пейзажей.
Таким образом, боттичеллиевский «"боттичелли ад"» с его бездонной пропастью, ужасающими мучениями грешников и зловещим Люцифером навсегда вошел в историю искусства, вдохновляя последующие поколения художников на новые интерпретации.
Значение иллюстраций для истории искусства
Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» имеют огромное значение для истории искусства. Они представляют собой выдающиеся образцы книжной миниатюры итальянского Возрождения.
Рисунки исполнены с ювелирной тщательностью, виртуозным мастерством. При этом они глубоко продуманы как единый ансамбль, все элементы взаимосвязаны и гармоничны.
Особое восхищение вызывает многоплановая, философски насыщенная «Карта ада». Это одна из вершин мировой книжной иллюстрации, образец высокого Возрождения.
Боттичелли сумел визуализировать сложнейшие поэтические аллегории и метафоры Данте, сделать их наглядными. Мы как будто сами оказываемся в путешествии по трем загробным царствам.
В мрачных образах Боттичелли «ад» отразился трагизм мировосприятия Боттичелли в последние годы жизни. Ощущения кризиса, слома прежних гуманистических идеалов эпохи Возрождения.
Наконец, иллюстрации Боттичелли во многом предвосхитили эстетику последующих художественных течений – романтизма, символизма, сюрреализма. И по сей день они вдохновляют художников на новые интерпретации творчества Данте.