Функции цены в рыночной экономике
"How much? ("Сколько стоит?")" - знакомый всем туристам вопрос. После оглашения требуемой продавцом суммы мы либо платим, либо пытаемся сбить цену, но никогда не задумываемся, почему же должны уплатить именно столько. Какие функции цены выполняют на рынке и за что они отвечают?
Основные элементы рынка
Рыночная экономика как совокупность элементов включает себя такие ключевые компоненты, как цена и ценообразование.
Дефиниция цены
Цена, какой бы простой и привычной не казалась, на деле довольно-таки сложное экономическое понятие. Внутри этой категории наблюдается пересечение фактически всех основных проблем функционирования и последовательного развития экономики и общества как такового. Прежде всего, это следует отнести к созданию и дальнейшей реализации продукции, установлению стоимости товаров, формированию и распределению таких важных макроэкономических показателей, как национальный доход и валовой внутренний продукт.
Теория цены - тема, изучаемая достаточно давно. К исследованию данного вопроса существует два основных подхода. По мнению одной группы экономистов, цена товара есть не что иное, как прямое выражение его стоимости. Специалисты, придерживающиеся иной позиции, утверждают, что цена вовсе не представляет собой стоимость, а скорее выражает ту сумму денег, которую потребитель заплатит за нужный ему товар, обладающий определенной, конкретной для данного покупателя полезностью. Объединив оба подхода, получим, что цена есть денежное выражение установленной стоимости некоторого товара.
Дефиниция ценообразования
Ценообразование, в свою очередь, можно определить однозначно - это процесс оформления цены на единицу продукции или услугу. В науке принято выделять две основные системы ценообразования:
- централизованную (предполагает правительственное формирование цен на товары при опоре на денежное обращение и производственные издержки);
- рыночную - наш случай (основана на основе взаимного влияния спроса и предложения - основных рыночных механизмов).
Функции цены
Цены не просто так существуют в условиях рыночной экономики, они выполняют четко установленные функции. Роль цен теснейшим образом связан с действием объективных законов экономики. Функции цены продукции хоть и различны, тем не менее характеризуются некоторой общностью свойств, которые, в свою очередь, присущи цене как объективной экономической категории. Именно функционал обуславливает место цены в механизме рыночной системы и определяет ту роль, которую она будет играть на рынке. Функции цены товара есть не что иное, как проявление активного воздействия этой категории на различные экономические процессы.
Определим и подробно объясним каждую из ценовых функций.
Учетно-измерительная
В рамкой данной функции цены выражаются в форме денежных знаков, признанных как официальные единым мнением. То есть можно сказать, что учетно-измерительная функция выражает объем трудовых затрат, которые необходимы для производства единицы продукции.
Цены, совершенно точно отражающие стоимость товара, имеют решающее значение в экономике. В них выражены реальные затраты труда на производство данного вида продукции. На основе этих показателей проводятся сопоставительные экономические анализы, в ходе которых сравниваются цены на один и тот же товар у различных производителей, также такие анализы способны помочь в установлении оптимального соотношения между элементами макро- и микроэкономики.
Учетно-измерительная функция существует в любой экономической системе, а вот соответствие действительности и действительная объективность этого измерения напрямую зависят от того, каков механизм ценообразования. В качестве функции цены предложения измерения определяют величину производственных издержек и размер извлекаемой прибыли.
Если предприниматель хочет эффективно противостоять конкурентам (а в противном случае он попросту разорится), то посредством цен он должен на постоянной основе осуществлять контроль за издержками и снижать их, проводя аналитическое сравнение с ситуацией в конкурентных фирмах. Таким образом, совершенно ясно, что учетно-измерительная функция цены в исключительной степени важна в области проработки маркетинговой системы, определения политики фирмы в области цен и товарооборота.
Регулирующая баланс между спросом и предложением
Именно цены в условиях рынка выступают основным средством связи производителя и потребителя, а значит, спроса и предложения. Экономическое равновесие может быть достигнуто двумя путями: изменением цен или трансформацией спроса и предложения одновременно. Реализация функции баланса в виде цены показывает необходимость или сокращения производства, или, напротив, увеличения выпуска каждого отдельного вида товаров. Однако следует осознавать, что обеспечить ценовое равновесие спроса и предложения, как и в принципе наладить взаимодействие этих двух механизмов, возможно лишь в условиях свободного рынка.
В рыночной экономике именно цены представляются основным механизмом, способным уравновесить спрос и предложение. Уравновешивающая функция и цены спроса потребителя на определенный вид товаров напрямую связаны с денежным запросом, производимым предпринимателем. Данный запрос непосредственно связывается с ответной реакцией покупателя. При этом средняя для одной и другой стороны цена как раз формируется процессом регулирования. Мы видим, что гораздо более верно в этом отношении говорить не о стремлении сбалансировать цены извне, а о саморегулировании рынка посредством института равновесной цены. Уровень такой цены способствует уравниванию предложения и спроса.
В вариантах нерыночной экономики функция ценовой регуляции насаждается централизованно. И именно эта искусственность делает цены, утвержденные государством, абсолютно неэффективными с точки зрения налаживания экономического баланса спроса и предложения.
Распределительная
Если представить распределение как надфункцию, то можно сказать, что в нее условно включены 2 функции цены: для централизованной и рыночной экономик.
По названию несложно догадаться, что полномасштабно распределительная функция внедрена в механизм экономической системы, абсолютно подчиненной государству без каких бы то ни было возможностей существования свободного рынка. Посредством повышения или понижения цен в централизованной экономике происходит перераспределение личных доходов и прибыли людей, семей, социальных слоев, предприятий и даже субъектов государства (узнаете типичные методы социализма?).
В российской советской экономической централизации была придумана довольно интересная "фишка": в качестве наилучшего способа оказания господдерджки населению искусственным путем была избрана следующая схема. Для продавцов произведенных товаров цены повышались (за счет государства), а для покупателей - снижались. Такие неестественные отношения действительно довольно долго были эффективными, да только их конфликтные последствия нам приходится устранять до сих пор.
В условиях ограниченного вмешательства государства в рамках рыночной экономики избираются методы установления акцизов на некоторые виды товаров (основные примеры сегодня - алкогольная и табачная продукция), также вводится налог на добавленную стоимость и иные способы налогообложения. Таким способом перераспределяется национальный доход, а это может оказать решающее влияние на соотношение пропорций в экономике страны.
Контрольная
В данном пункте содержится ответ на вопрос, какая функция цены отвечает за перевод материально-вещественных объектов в стоимостный эквивалент. Контрольная. Цены в данном случае представляют собой инструмент учета, дальнейшего сохранения и увеличение суммы денежных активов. Контрольная функция характерна как для рыночной, так и для нерыночной систем.
Плановая
В данном аспекте речь не о плановой экономике, а об аналитических действиях внутри отдельной фирмы. Представление планирования, распределения, обмена, потребления в стоимостном эквиваленте невозможно без должного анализа, основной целью которого является исследование влияния ценовых характеристик на планируемые процессы. Цена берется за основу и при составлении экономических прогнозов, а также государственных и частных комплексных программ.
Социальная
Ценовые скачки так или иначе влияют на изменения в семейном бюджете, изымают из списка возможных или, напротив, делают доступными определенные виды товаров, услуг и общественных благ. Все это - общественные явления, а сама функция именно поэтому именуется социальной.
Стимулирующая
Ценовой ряд неизменно стимулирует интерес предпринимателей в увеличении объемов производства и сокращении издержек с целью повышения суммарной прибыли. Рост цены может возникать за счет производства современных актуальных технологий и обновленной техники, высококачественной продукции, а также более выгодных для производства взаимозаменяемых товаров. Таким образом, ценовым ранжированием действительно можно стимулировать прогресс в научно-технической области, устанавливать курс на экономию затрат, повышать качественный уровень продукции, изменять в целом структуру взаимосвязанных производства и потребления.
Ценовое стимулирование возможно и в отношении потребителей в виде скидок на продукцию.
Рационального размещения производства
Ценовой механизм производит "переливание" капиталовложений в те отрасли, где уже сложилась традиционно повышенная норма прибыли. Главный двигатель этого момента - межотраслевая конкуренция. На основе ценового фактора в условиях свободного рынка производитель самостоятельно решает, в какую область экономики инвестировать капитал.
Информационная
Цена - это носитель информации о рыночных структуре и развитии, взаимном влиянии спроса и предложения, положении мирового рынка в контексте его влияния на рынок внутренний, также о рыночной ситуации с точки зрения психологии производителей и, прежде всего, потребителей, качестве продукции, политике предприятия в сфере ценообразования.
Если вы проанализируете цены на фондовом рынке, то довольно точно сможете установить перспективы динамических изменений не только в предприятиях, но также целых отраслях и экономике вообще. Информация об изменении цен сегодня является основой для построения прогнозов будущих трансформаций. Кроме того, именно цена дает информацию (на основе анализа) о конкуренции, степени рыночной монополизации, объемах государственного вмешательства и многом другом.
В качестве небольшого итога скажем, что специалисты наиболее полезной с экономической точки зрения считают стимулирующую функцию. Именно она определяет общие тенденции рыночного товарооборота и перспективы экономического роста в области хозяйствования. Однако если вы полностью определите функции цен на данном рынке, то сможете извлечь полную информацию о его структуре и функционировании. Все функции - части сложного рыночного механизма, и не нужно этим пренебрегать.