Социальная адаптация - это процесс приспособления первоклассника к новой жизни

Социальная адаптация - это естественное состояние индивида, проявляющееся в приспособлении к новой деятельности, к контактам, к ролям. Значение периода, когда ребенок идет в школу, выражается в возможности с наименьшими потерями подготовить его к непривычным условиям, коллективу одноклассников, взаимоотношениям с учителем, новым правилам и требованиям. От этого будет зависеть его отношение к школе, к учебе, и даже состояние здоровья.

Принятие новой роли достигается рядом условий. Ниже - их список.

  1. Развитие умения слушать и адекватно реагировать на действия педагога, анализировать, планировать свою деятельность и объективно оценивать результаты. Это поможет быстро и эффективно "влиться" в сложный образовательный процесс.
  2. Развитие умений, помогающих устанавливать межличностные связи с педагогическим составом и сверстниками.
  3. Формирование устойчивой учебной мотивации, которая выражается в умении правильно оценивать поступки (свои и одноклассников), пользоваться оценочными критериями.

Социальная адаптация – это важнейший этап жизни первоклассника, зависящий от адекватной самооценки. В школе приходится сравнивать себя с другими детьми, что приводит к формированию мнения о собственных способностях и возможностях, а также о человеческих качествах. Процесс формирования самооценки начинается в раннем детстве, когда в семье ребенок начинает осознавать, любят ли его, принимают ли. Ещё в дошкольном возрасте складывается стойкое ощущение благополучия или неблагополучия в семье. В том случае, если на этих этапах присутствовало чувство психологического комфорта, то адекватная самооценка сможет облегчить процесс адаптации к школе.

Однако даже в том случае, если социальная адаптация проходит успешно, стоит помнить, что с некоторыми задачами школьник справиться самостоятельно не может. Так, например, если родители предъявляют повышенные требования к обучению, у него может появиться повышенная тревожность, страх сделать что-либо неверно.

Социальная адаптация – это сложный процесс, поскольку на этом этапе ребенок не может в полной мере осознать необходимость получения школьных знаний. Поэтому основной задачей учителя и родителей является стремление заинтересовать его, привлечь к процессу. Результат успешного завершения данного этапа – адаптивность (появление системы качеств, которые обеспечивают последующую успешную социализацию личности).

Социальная адаптация детей в этот период может занимать разное время. Наиболее напряженными являются первые четыре недели обучения. Этот период принято обозначать как острый. В большинстве случаев он оказывает не самое позитивное влияние на психику школьника. Интересным представляется тот факт, что социальная адаптация осужденных (на стадии привыкания к новой ситуации) несет схожую психологическую нагрузку. У детей довольно подвижная психика. Поэтому заметные сдвиги в процессе приспособления к новым условиям появляются уже в первом учебном полугодии. Это очень важно для первоклассника, поскольку происходит закладка фундамента на весь последующий период обучения и воспитания.

Социальная адаптация – это такой период, который зависит от большого количества факторов, а успешность его протекания является индивидуальным для каждого ребенка. Г.М. Чуткина выделила три уровня, которые характеризуют приспособление к процессу обучения:

  • Высокий. Ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает материал и легко овладевает им, проявляет интерес к социальной жизни, охотно выполняет общественные поручения.
  • Средний. У первоклассника положительное отношение к учебе. Он хорошо понимает школьный материал при подробном и наглядном его изложении, решает типовые задачи. Поручения выполняет добросовестно.
  • Низкий. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, преобладает подавленное настроение. Материал усваивает фрагментами, самостоятельная работа затруднена.

Стоит понимать, что неправильные методы воспитания, конфликты в семье, неадекватно завышенная/заниженная самооценка оказывают негативное влияние на период вхождения ребенка в школьную жизнь. Необходимым условием является взаимодействие родителей с педагогами.

Комментарии