Функции социального управления и идентификация их методов в рекламных текстах
Как правило, использование таких категорий психологии, как «убеждение», «манипулирование сознанием человека», «внушение» в рекламной продукции выполняет, и весьма эффективно, функции социального управления. При этом из них стремятся извлечь любые оценочные составляющие, чтобы сделать максимально нейтральными для восприятия. Но если сделать детальный анализ этих трех понятий, то вполне уместно предположить, что они проявляют себя не только как локальное управление социальным развитием предприятия, неважно какого, но и как универсальные методы социального управления обществом в целом.
Убеждение как метод психологического воздействия на сознание базируется на такой функции социального управления, как предоставление потребителю информации «с нуля», т.е. в таком варианте рекламного текста, где смысл высказывания не меняется при его получении. Это исключает какие-либо возможности влиять на принимаемое решение, за исключением предоставления информации о самом продукте или услуге, рекламируемых в тексте (их потребительских свойствах).
Внушение представляет собой способ латентного (скрытого) привнесения в сознание человека инородной ему мысли, идеи, причем объект в этом процессе, практически не участвует.
Манипуляция сознанием существенно выделяется от ранее рассмотренных методов. Это такой метод, реализующий функции социального управления, который заключается в скрытом возбуждении и побуждении объекта определенного поведения, не совпадающего с его реальными установками и ценностями. Манипуляция целиком построена на методе латерального программирования психики (подобие НЛП), который воздействует на человека помимо его сознания и воли.
Возможна реализация функции социального управления в рекламе методом синтезирования элементов художественного и технического текстов.
Этот синтез в рекламном тексте, точно так же как и присутствие одного элемента и указанных, является критерием, позволяющим, определять в нем баланс рационального и эмоционального (так как текст в рекламе является основным и, по сути, единственным носителем рационального содержания в отличие от видеоряда, звука и т.д.). В рекламе с рациональными целями, слабыми идеями будут цвета упаковки и форма товара, в рекламе же, нацеленной на эмоции, именно такие идеи могут быть вполне оправданными, эффективными.
С другой стороны, данный вариант позволяет точно идентифицировать примененный вид психологического воздействия. Так, например, в том случае если в рекламе присутствует только технический текст, то такое воздействие является убеждением с задачей предоставления потребителю количества информации, достаточного, чтобы принять самостоятельное решение по предложению. Если же применяется только текст художественный — это манипуляция с целью активировать адресата к некоторым действиям, не соответствующим его установкам и потребностям.
Следует заметить, что если художественный текст позволяет относить рекламные сообщения к произведениям искусства, то между художественным и рекламным образами есть существенные различия. Отметим, что рекламный образ в том понимании, в каком можно говорить о его художественности, имеет место лишь в текстах сообщений, построенных на методах внушения и манипулирования. Рекламные сообщения, использующие убеждение как фактор психологического влияния на реципиента, по определению лишены какой бы то ни было образности. Идентификация текстов рекламы выступает своеобразным "щитом" потребителя, который помогает защитить его не только как покупателя какой-либо продукции, но и защитить от возможности превратить в объект социального зомбирования, у которого подавляются все способности к самостоятельному принятию решений.