Многостороний анализ стихотворения «Дума»

Михаил Юрьевич Лермонтов – писатель первой четверти девятнадцатого века. Родился в 1814 году, а погиб в 1841. Его жизнь выпала на эпоху после декабристского восстания, спада общественного строя. Поэтому его творчество посвящено гражданству, философской лирике и личным мотивам, которые отвечают потребностям жизни русского общества. Всё это оказало огромное влияние на всех писателей девятнадцатого и двадцатого века. Произведения Лермонтова отобразились во всей русской литературе, театральном искусстве, живописи и кинематографе.

Во многих произведениях звучат ноты одиночества и разочарования. Стихотворение «Дума» полностью соответствует этим мотивам, создано оно было за два года до смерти автора в 1838 году, а в мире оно стало известным после публикации в газете. Сделав анализ стихотворения «Дума», можно понять главную мысль — это размышление о поколении М. Ю. Лермонтова. Время создания этого произведения считается наиболее мрачным в истории России.

«Дума» — это одно из наиболее значимых произведений в гражданской лирике Лермонтова. В нём автор объединяет свои мысли и чувства, волновавшие его ещё в юном возрасте. Он думал о судьбе поколения, которое утратило прогрессивных людей, политическую деятельность, высокие нравственные идеалы. Не зря это произведение называют чистосердечной и печальной исповедью. В лирике М. Ю. Лермонтова отражены чёткие характеристики николаевской реакции в конце тридцатых годов.

Анализ стихотворения «Дума» показывает, что название этого произведения играет непростую роль. Ведь это не просто размышление по поводу определённых вещей или событий, это мысли, которые волнуют автора на протяжении всей жизни – это потерянное общество.

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

Поэт этой строкой показывает, что у людей его времени нет будущего. Но он не отделяет себя от всего поколения, он лишь со скорбью говорит "мы", не считая себя лучше остальных.

Анализ стихотворения «Дума» подчёркивает пустоту и пассивность общества. Это произведение – некий гражданский суд над людьми, он должен был донести всеобщую проблему, которую одному человеку решить было не под силу. В восьми строках автор не только указывает на ошибки, но и доказывает их.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова произвёл неизгладимое ощущение и отпечатался в сердце у каждого гражданина России девятнадцатого века. Потому что поэт обращался не только к своему поколению, но и к детям, и правнукам, чтобы те, в свою очередь, не совершали подобные ошибки, а избегали их, учась, на старших глядя.

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» сделали не все, так как не до многих произведение донесло всю суть и задумку автора. Но одним из тех, кого заинтересовало это творчество, стал Герцен. В 1842 году он писал в своём дневнике, что его волнует, смогут ли понять люди трагедию, всю драматичную сторону существования.

Сделав анализ стихотворения «Дума», и в наше время можно задуматься о проблемах поколения. Время меняется, люди рождаются и умирают, а проблемы остаются неизменными.

Комментарии