Декоративная живопись - краткий экскурс в историю

Декоративная (от лат. "decoro" — "украшаю") живопись является частью архитектурного ансамбля или произведением декоративно-прикладного искусства. Основное ее предназначение – украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета, поэтому декоративная живопись тесно связана с произведениями прикладного искусства или архитектурными сооружениями.

В последнем случае такая живопись называется монументальной, не только вследствие ее размеров, но и в силу связи с архитектурой, носящей чаще всего черты монументализма. И физически, и по содержанию эта живопись неотъемлема от объекта, для которого была исполнена, и в этом ее отличие от станковой живописи. Именно эта функциональная связь обусловливает и сюжет, и технику, и форму, и способы выполнения художественного произведения.

Декоративная живопись в своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью. Более разработанный вид имеет жанровая живопись Древнего Египта – росписи погребальных сооружений, изображающие сцены рыбной ловли, охоты, трудовой жизни, военных действий. Несмотря на многие условности изображения фигур, рисунки египтян не лишены реализма и довольно точно передают движения и характерные позы и людей, и животных, и птиц.

Декоративная античная живопись Греции и Древнего Рима широко применялась для украшения общественных и жилых зданий, но в то же время она служила и религиозно-политическим целям. Большое развитие получили декоративные композиции и живописный орнамент, размещаемый на стены и своды. Со временем цветные камни мозаики стали дополнять кусочками стекла всевозможных расцветок.

В Западной Европе ранний период Средневековья характеризуется тем, что декоративная живопись на стенах сменяется расписными стеклами – витражами. Связано это с недостатком света: оконные проемы в храмах до 12 века имели малые размеры, и настенная живопись плохо освещалась. Витражи, напротив, светились яркими красками. В гражданских зданиях росписи заменяли ковры, сплошь покрывавшие холодные каменные стены. Сначала их привозили с Востока, а потом начали делать и в Европе. Преимущественно сюжеты воспроизводили религиозные темы, но постепенно стали появляться иллюстрации рыцарских подвигов, символические изображения ремесел и искусств, добродетелей и пороков, постепенно они приобретали художественный реализм.

На Руси фресковая декоративная живопись получила свое развитие даже раньше, чем в Западной Европе. Переняв ее практику у Византии, русичи сразу внесли в нее свое видение мира. Русским мастерам был чужд отвлеченный, условный характер византийских мозаик и фресок, они внесли в них ясность и простоту выражения идей. Неслучайно живопись – русское слово, которое указывает на реализм этого искусства, его связь с живыми образами. Монументально-декоративная живопись с древних времен и поныне участвует в оформлении архитектурного пространства и организации идейно-насыщенной среды для человека.

Комментарии