Особенности и виды декоративной композиции

Композиция служит важнейшим компонентом, необходимым для организации любого вида художественных форм - объемной, изобразительной или литературной. Данный элемент позволяет придать произведению единство и целостность, подчиняя все его детали друг другу, соотнеся их с общей идеей художника.

Что в таком случае относят к декоративной композиции? Это композиция, которая имеет высокую степень выразительности. При этом она включает в себя элементы абстракции и стилизации, что в значительной мере усиливает ее эмоциональное и чувственное восприятие.

Создается декоративная композиция с целью достижения изображением максимальной выразительности. Для получения необходимого результата художник частично или полностью отказывается от достоверности рисунка. Конечным результатом данного процесса является получение чего-то нового, что невозможно найти в окружающем мире.

Декоративно-прикладная композиция формируется исходя из назначения вещи. Только после того как польза изделия определена, а также обозначены все необходимые формы, мастер наделяет его художественными качествами. Такое творческое отношение к вещи реализуется с помощью декора. При этом композиция декоративного искусства может быть отнесена к одному из трех ее изобразительных видов. Среди них сюжетное и символическое изображение, а также орнамент. Помимо этого все многообразие композиций условно разделяют на линейные, фронтальные, объемные и пространственные. Рассмотрим их подробнее.

Сюжетное изображение

Под декоративной композицией этого вида понимают рисунок, который мастер нанес на поверхность изделия. При этом такое изображение рассказывает зрителю об определенном событии, действии или явлении.

Сюжетно-декоративная композиция чаще всего представлена в форме росписи, нанесенной на различные изделия прикладного искусства. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Рисование декоративно-сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм. Источник для сюжетов, используемый автором, поистине неисчерпаем. Здесь гуляния и свидания, застолья и посиделки, проводы и выезды, сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и многое другое.

Одной из разновидностей сюжетного изображения являются витражи. Это название произошло от французского слова vitrage, что означает «стекло». Подобная сюжетно-декоративная композиция размещается в двери или в окне, а также изготавливается в форме самостоятельного панно. Рисунок наносится на стекло или на иной материал, который пропускает свет. Цветные витражи чаще размещают в окнах. Примером тому могут служить проемы в готических соборах. Такие изделия способны создать в интерьере игру окрашенного в разные цвета света.

Символическое изображение

Порой декоративная композиция не связана с передачей того или иного действия. Напротив, она обозначает какую-либо аллегорию, понятие или идею. Такое изображение называют символическим.

Примером тому могут служить гербы городов России. Декоративными символами являются также нагрудные знаки и ордена.

Орнамент

Этот вид украшения предметов в декоративно-прикладном искусстве является самым определенным. Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentium, что означает «украшение». Это узор, который состоит из ритмически упорядоченных компонентов. Предназначен орнамент для украшения одежды, мебели, оружия, домашней утвари и т.д. Порой его используют при росписи предметов прикладного искусства, а также архитектурных сооружений.

Создание декоративной композиции в виде орнамента может быть основано на выборе одной из трех его разновидностей – сетчатого, замкнутого или ленточного. Декоративные элементы, которые используются в таком рисунке, мастера, как правило, находят в природе. Это могут быть животные, плоды и листья. Часто можно встретить декоративную композицию с цветами. Иногда для элементов орнамента художник берет предметы, которые были созданы руками человека.

Форме, выбранной для создания рисунка, необходимо пройти сложные процессы преобразования. В итоге происходит ее освобождение от всего случайного и лишнего. Это и позволяет каждому элементу стать максимально выразительным.

Большое значение при построении декоративной композиции орнамента имеет уравновешенность его фона и мотивов, ритмичность в чередовании цветовых пятен, а также строгая последовательность при их размещении.

Линейная композиция

Данный вид организации построения изображения называют еще и плоскостным. В этом случае содержание рисунка передается художником с помощью линий, имеющих определенный вид и характер. Если они имеют горизонтальную ориентацию, то композиция отличается своей устойчивостью. Если на рисунке присутствуют линии вертикальной или наклонной направленности, то изображение выглядит динамичным.

В случае нанесения на форму простого геометрического рисунка, она выглядит строгой. Если изображение выполняется с применением сложных изогнутых линий, то это определяет подвижность и пластичность его характера.

Фронтальная композиция

Такая организация изображения развивается сразу в двух направлениях, которые располагаются на плоскости по горизонтали и по вертикали. При этом глубина рисунка явного выражения не имеет. Это и является основным признаком фронтальной композиции.

Создают ее с применением плоских элементов. Порой детали изображения врезаются одна в другую. В этом случае говорят об их активном взаимодействии. Иногда элементы фронтальной композиции лишь смыкаются между собой. Их взаимодействие при этом считается пассивным.

Расстояние между деталями рисунка при фронтальной композиции должно быть выбрано таким, чтобы между ними не разрушилась зрительная взаимосвязь. Это позволит декоративному изображению не распадаться на отдельные части.

В совокупности все элементы фронтальной композиции образуют либо гладкую поверхность, либо способны создавать некое переходное состояние между плоским и объемным рисунком. Ярким примером тому служит рельеф. Он же считается объемно-фронтальной композицией.

Под рельефом понимают выпуклый рисунок, находящийся на плоскости. При этом выделяют несколько его видов:

  • барельеф, представляющий собой орнамент или скульптурное изображение, немного выступающее над плоскостью;
  • горельеф, выступающий на три четверти над поверхностью;
  • обратный рельеф, немного углубленный по отношению к основному фону;
  • рельеф, который находится на одной горизонтали с плоскостью, но имеет при этом глубоко врезанные контуры.

Очень часто фронтальная композиция используется для создания различных декоративных произведений. В том числе росписей и ковров, в мозаике и в витражах, в реалистической и абстрактной живописи.

Объемная композиция

В этом случае для декоративных изображений на плоскости, помимо вертикального и горизонтального направления, актуальна еще и глубина. Подобный прием приводит к созданию объемной формы. Композиция в таком случае является трехмерной. Зритель может рассматривать ее со всех сторон. При этом чем больше пространства вокруг подобного изображения, тем отчетливее проявляется его пластическая конфигурация и общий вид.

Такая форма выглядит плотной и монументальной. Имеющееся у нее внутреннее пространство сведено к минимуму. В случае увеличения расстояния между элементами такой формы она становится еще более динамичной и открытой.

Если объемный рисунок изображается на плоскости, то для того чтобы передать зрителю поверхность предмета, используется прием светотени.

Пространственная композиция

В этом виде изображения преобладающими являются размеры пространства, где и происходит размещение объектов. Но стоит отметить, что значение в этой композиции любого элемента, пусть даже самого малого, довольно велико.

Пространство может быть организовано двумя способами:

  1. Внутри границ, которые образованы объектами. Это закрытое пространство. Его примерами может служить архитектура городских площадей, окруженных домами или оформление интерьеров музейных залов.
  2. Вокруг объектов. В таком случае говорят об открытом пространстве. Например, сад камней, находящийся в Киото, или египетские пирамиды, «удерживающие» вокруг себя огромнейшие расстояния.

Основными элементами, с помощью которых возможно создание пространственной композиции, являются:

  • объемы, которые формируют пространство;
  • материалы, служащие для формирования объектов.

Таким образом, под объемной композицией мы понимаем трехмерную замкнутую форму, которую человек способен воспринимать со всех сторон. Это может быть, например, скульптура, костюм или предмет, созданный мастерами декоративно-прикладного искусства. Главная роль при этом принадлежит тектоническим закономерностям композиции, а также ее объемно-пространственной структуре. Сюда можно отнести соразмерность целого и частей, материал, весомость и т.д. То, насколько выразительной будет объемная форма, во многом зависит от ее взаимодействия с окружающим миром.

Особенности декоративной композиции

Работая над рисунком, художник старается сделать его таким, чтобы уже первый момент восприятия картины зрителем вызвал у последнего повышенный интерес к содержанию. Подобный эффект становится возможным благодаря правильно выбранному формату, размеру самого произведения, колориту и фактуре живописного письма.

Важнейшей композиционной задачей является выделение главного. Так, найти основного героя позволяют движения и жесты персонажей, а также направление их взглядов. Выразительным средством при этом является свет и цветовой контраст.

Зная композиционные особенности и закономерности, которые на протяжении многих веков открывались поколениями художников, можно построить весь организм произведения таким образом, чтобы воздействовать на чувства и ум людей. Используемые при этом средства и приемы активизируют творческую деятельность и развивают художественные способности. Именно поэтому изучаются основы декоративной композиции на ИЗО в детских дошкольных учреждениях и в школах. В качестве средств при выделении основной идеи картины применяют:

  1. Ритм. В окружающей нас жизни различные формы ее проявления, как правило, находятся в движении, перемещаясь в пространстве. Наблюдая за этим, наши глаза воспринимают пространство в его протяженности. В результате у человека вырабатывается видение определенной связи, которая существует между движением и размерами окружающего мира. На картине подобное восприятие вызывают изображения ряда фигур. Ассоциативно у зрителя возникает мысль об их движении. Именно повтор в чередовании фигур и называют ритмом.
  2. Симметрия. В переводе с греческого данный термин означает «соразмерность», а также «гармония». Симметрия является одной из важнейших особенностей декоративной композиции. Представление о данном средстве дает нам сама природа. Например, симметричным является строение бабочки. Ведь все ее правые части равны левым и одинаково расположены, если рассматривать их относительно середины. Подобную закономерность можно увидеть и в растениях, что позволяет использовать симметрию при построении декоративных цветочных композиций.
  3. Равновесие. Глаза зрителя всегда воспринимают один или несколько предметов целостно. То есть прежде всего человек рассматривает расположение объекта в пространстве. Это приводит к тому, что зритель воспринимает тот или иной предмет на картине легким или тяжелым. Небольшую массу будут иметь объекты с изрезанными контурами и поверхностью, окрашенной в светлые тона. Тяжелыми они будут казаться при больших размерах, упрощенной форме и темной окраске. Простейшим средством достижения равновесия в декоративной композиции является симметрия. Добиться ее можно и при определенных сочетаниях «тяжелых» и «легких» фигур. Стоит отметить, что от равновесия в большой степени зависит красота и жизненность рисунка.
  4. Ассиметрия. Порой в фигуре или в предмете невозможно найти элементы, которые были расположены на одном расстоянии от воображаемой оси. В таком случае имеет место асимметрия. Подобное средство позволяет придать рисунку динамику и указывает на потенциальную возможность композиции к движению.
  5. Контраст. В каждом предмете можно найти несколько признаков и качеств, обладающих противоположными сторонами. Подобное различие называют контрастом. Это средство декоративной композиции позволяет усилить ощущение противоположности объектов, их частей или признаков. Именно поэтому контраст используют для расчленения предмета на отдельные части. Подобный прием позволяет художнику выделить из группы элементов тот, на котором он хочет сконцентрировать внимание зрителя.
  6. Нюанс. В случае использования контрастного сочетания признаков предмет становится очень заметным, но при этом у зрителя быстро устают глаза, и в течение длительного времени он такой предмет не рассматривает. Для того чтобы объект имел вид гармоничного и целостного организма, необходима согласованность и соразмерность всех его частей, а также их подобие и родство. В этом и заключена основная сущность нюанса. Он, как и контраст, проявляется в движении и в величине, в форме, цвете, фактуре, светлоте и в конструкции.

Рисование композиции «Кони пасутся»

В детских садах и в младших классах школ проводятся занятия по рисованию, способствующие развитию художественного творчества подрастающего поколения. На одном из таких уроков рекомендуется составление декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся». В чем заключено программное содержание такого занятия? Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» призвано обучить детей правильно располагать все элементы рисунка, варьируя их расположение на листе, а также размеры. Помимо этого у учеников должны развиваться легкие и слитные движения при рисовании контуров. При работе над декоративно-сюжетной композицией «Кони пасутся» необходимо также выработать умение у детей аккуратно закрашивать имеющиеся изображения.

При проведении занятия педагогу рекомендуется рассмотреть с учениками самые простые керамические изделия народных мастеров, изображающие лошадей. При этом стоит обратить внимание учеников на композицию. Каждому ребенку должно быть предложено расположить элементы изображения, исходя из собственного его видения.

Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» должно быть начато с напоминания о способах отображения на бумаге керамических фигур. Карандаш детям необходимо перемещать по листу плавно и слитно. При этом ни одна из линий не должна быть проведена дважды. Вначале фигурки животных дети рисуют простым карандашом. Это позволит проверить, удачно ли они получились. Только после этого можно приступать к раскрашиванию контуров. Готовые работы следует вывесить на доску и обязательно рассмотреть их вместе с детьми.

Создание рисунка «Иней на деревьях»

Для развития творческих способностей детей важно учить их изображать на бумаге картины природы. Именно поэтому на одном из занятий по ИЗО рекомендуется составить зимнюю декоративную композицию. Это позволит детям передавать на бумаге строение самых различных деревьев, покрытых инеем. Такие занятия призваны развить у каждого ребенка эстетическое восприятие, вызвав у него желание любоваться красотами зимнего пейзажа.

В начале урока педагог должен поговорить с детьми об инее, который зимой часто бывает на деревьях. Желательно также показать ученикам и репродукцию иллюстраций и картин, на которых можно увидеть это явление. Детям должно быть предложено начать свой рисунок с изображения снега на земле, а уже после этого использовать угольный карандаш для деревьев.

Комментарии