Морской транспорт. Классификация судов
Море всегда было той стихией, которая привлекала огромное количество туристов. Однако эта водная гладь служит человеку не только в рекреационных целях, но и является местом добычи пропитания и полезных ископаемых, а также пространством, используемым для транспортировки грузов. Именно морской транспорт является самым востребованным для доставки больших грузов из одной страны в другую. Эта система включает в себя:
- морские суда;
- морские порты;
- заводы по ремонту судов;
- морские пути.
Суда классифицируются по многочисленным признакам. Так, в основу дифференцирования могут быть положены район, в который ходит морской транспорт, класс установленного двигателя, грузоподъемность, предназначение и т. д. Если брать за основу первый признак, то суда разделяют по районам плавания от 0 до 4 категории сложности. При этом корабли, относимые к последнему виду, подразделяются на 5 разрядов. Таким вот образом классифицируют морской транспорт России. Корабли, относимые к району плавания 0-й категории сложности, имеют право проходить везде, не имея никаких ограничений.
По предназначению морской транспорт может использоваться как в гражданских, так и в государственных целях. Корабли последнего разряда и их разновидности входят в состав военно-морского флота страны. При этом категория гражданских судов включает в себя:
а) промышленные;
б) транспортные;
в) технического флота.
Второй вид собрал также несколько подвидов, а именно: пассажирские, грузовые и специальные. Слияние первой и второй категории породило еще один, четвертый, вид – грузопассажирские суда. Такие корабли имеют право собирать на борту и тяжести, и людей одновременно.
Пассажирский морской транспорт перевозит исключительно людей, и в юридическом понимании подразумевает под собой теплоходы, паромы и корабли, которые, кроме экипажа, могут принимать на борт более 12 человек.
Грузовые суда подразделяются на наливные и сухогрузные. К первой категории относятся танкеры и газовозы. Сухогрузные транспортные средства дифференцируются на суда общего назначения и специализированные. К последним относится такой морской транспорт как лесовозы, балкеры, рефрижераторные суда, контейнеровозы и ролкеры. Именно эта категория является самой распространенной во всем мире. Благодаря сухогрузному транспорту быстро и эффективно выполняется доставка различных грузов, по большей части крупногабаритных и многотоннажных. К тому же транспортировка таким способом является не только более дешевым, но и порой единственным возможным методом. Эти суда оснащены всеми необходимыми атрибутами для выполнения как погрузочных, так и разгрузочных работ. Кроме того, для перевозки товаров, продуктов и объектов, требующих специальных температурных условий, сухогрузные суда оснащены (в большинстве своем) холодильными трюмами. Груз, транспортируемый на таких кораблях, может быть упакован разнообразными способами: тюки, контейнеры, ящики, бочки и т. д.
Морской транспорт мира подразделяется на суда государственного назначения, коммерческие, пассажирские и рыболовные суда, суда прибрежной зоны и оффшорной.