Человек эпохи Возрождения: универсальный индивид

Человек эпохи Возрождения, или «полимат» (универсальный человек) – это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах.

Определение в значительной степени появилось благодаря выдающимся художникам, великим мыслителям и ученым эпохи европейского Возрождения (начиная примерно с 1450 года). Микеланджело Буонарроти, Галилео Галилей, Николай Коперник, Мигель Сервет, Леон Баттиста Альберти, Исаак Ньютон – это самые важные имена людей, которые являлись исследователями сразу в нескольких сферах науки и искусства. Но, пожалуй, самый яркий представитель, истинный человек эпохи Возрождения –Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, анатомом, интересовался многими другими дисциплинами и добился больших успехов в своих исследованиях.

Термин «полимат» предшествует эпохе Возрождения, он происходит от греческого слова «polymathes», что можно перевести как «владеть многими знаниями» – идея, которая была чрезвычайно важна для Платона и Аристотеля, великих мыслителей Древнего мира.

Леон Баттиста Альберти сказал так: «Люди могут сделать всё, если захотят». Эта идея воплотила основные принципы гуманизма Ренессанса, определявшего то, что индивид безграничен в своих возможностях и развитии. Конечно, понятие «человек эпохи Возрождения» следует относить только к одаренным личностям, которые старались развить свои навыки во всех областях знаний, в искусствах, в физическом развитии, в отличие от других людей, живших в ту эпоху, в большей степени представлявших малообразованный социум.

Многие люди, получившие образование, стремились к положению «универсального человека».

Они постоянно занимались самосовершенствованием, развитием полученных ими возможностей, изучением иностранных языков, проводили научные исследования, могли понять и объяснить философские проблемы, ценили искусство, занимались спортом (совершенствовали свое тело). На раннем этапе, когда вообще определилась концепция, образованные люди имели доступ ко многим знаниям – трудам греческих мыслителей и философов (многие произведения были утрачены в последующие века). Кроме того, человек эпохи Возрождения явился продолжателем рыцарских традиций. Рыцари раннего Средневековья, как известно, были людьми грамотными, разбирались в поэзии и искусствах, имели хорошие манеры, обладали личной независимостью (исключая обязанности перед феодальным правителем). А право человека на свободу –главная тема истинного гуманизма эпохи Возрождения.

До определенной степени гуманизм не являлся философией, а методом исследований. Гуманисты полагали, что человек в эпоху Возрождения должен прийти к концу своей жизни с прекрасным умом и великолепным телом. Всего этого можно было достичь, постоянно обучаясь и совершенствуясь. Главная цель гуманизма заключалась в том, чтобы создать универсального человека, который бы объединил в себе интеллектуальные и физические превосходства.

Повторное открытие древних текстов и изобретение книгопечатания демократизировали обучение и позволили быстрее распространяться идеям. В период раннего Ренессанса особенное развитие получили гуманитарные науки. Вместе с тем труды Николая Кузанского (1450), предшествовавшие гелиоцентрическому мировоззрению Коперника, положили в определенной степени начало естественным наукам. Но всё-таки наука эпохи Возрождения и искусства (как дисциплины) были очень смешаны в начале эпохи. Яркий пример тому – великий гений Леонардо да Винчи, который является выдающимся живописцем, его же называют отцом современной науки.

Комментарии