Система местного самоуправления в России
Российской Конституцией признается и гарантируется самостоятельная деятельность населения по решению проблем локального значения. Для этого организуется система местного самоуправления. Ее представители руководствуются народными интересами. Они проводят независимую от государственной власти политику социального характера. О понятии системы местного самоуправления будет подробно рассказано в нашем материале.
Понятие самоуправленческой системы
Локальное самостоятельное управление появилось в России совсем недавно - с принятием Конституции 1993 года. В статье 12 основного закона страны говорится о том, что система местного самоуправления не включена в структуру органов власти. Представители на местах действуют независимо, но в строгом соответствии с законами Российской Федерации.
В 2003 году был принят и обнародован Федеральный закон "Об общих принципах организации российского самоуправления". Согласно его положениям, народ имеет право на осуществление власти в пределах, установленных законодательством РФ. Население под свою ответственность принимает те или иные решения, исходя из собственных интересов и учитывая исторические или местные традиции.
Система местного самоуправления составляет основу российского конституционного строя. Оно признается, гарантируется и реализуется на всей российской территории. Закон не регламентирует определенное количество полномочий самоуправленческих инстанций. Единственное требование - это соблюдение законов. В связи с этим каждый орган самостоятельно формируется для себя границы своих обязанностей.
Местное самоуправление - это не только форма народной самоорганизации для решения собственных задач. Это еще и специфический вид публичной власти, народного управления. Рассматриваемая система сформирована для приближения власти к народу. Население должно не только требовать чего-то от государства, но и принимать непосредственное участие в донесении этих требований и их последующем разрешении.
Система местного самоуправления в РФ
Согласно статье 130 российской Конституции, самостоятельное народное управление в России реализуется путем проведения выборов, референдума и прочих форм прямого волеизъявления. Реализуется донесение своих требований через специальные инстанции - районные, городские, региональные и т. д. Они составляют единую и независимую систему местного самоуправления.
Все инстанции находятся под контролем правительственного Совета по вопросам самоуправления на местах. Совет является совещательным органом, сформированным для предварительного анализа вопросов локального значения. Если у региональных инстанций есть какие-то проблемы или нерешенные вопросы, то первым делом они обратятся в федеральный Совет. Его представители обеспечат взаимодействие локальных инстанций с государственной исполнительной властью.
Итак, система местного самоуправления в РФ - это сложная и многоступенчатая структура, являющая собой совокупность организационных институтов и форм прямого волеизъявления. Посредством таких инстанций реализуется самостоятельное решение народом вопросов местного значения.
Самоуправление в России работает на основе легальности и добровольности. Государственные органы и должностные лица должны соблюдать законы и действовать независимо. Причем добровольность имеет множественное значение. С одной стороны, это возможность выполнять или не выполнять определенные функции, а с другой - это право на самостоятельное формирование собственных обязанностей и полномочий.
Законы о системе местного самоуправления
Юридическую основу рассматриваемой системы составляют общепризнанные нормы межгосударственного права, различные межгосударственные договоры, а также акты отечественного законодательства.
Согласно статье 15 российской Конституции, отечественное право не должно противоречить мировым юридическим нормам. Множество международных актов, направленных на защиту свобод и прав человека, сообщают о необходимости организовывать независимое народное управление на местах. Следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию о защите человеческих свобод и многое другое.
Особенно важным документом международного характера является Европейская хартия местного самоуправления. Россия ратифицировала ее в 1998 году, когда изъявила желание стать членом Совета Европы. Принципы хартии до сих пор используются Конституционным судом РФ.
Далее следует разобраться с отечественной правовой базой, регулирующей российскую систему местного самоуправления. Первым делом следует выделить Конституцию - основной закон страны. Глава 8 Закона целиком посвящена местному самоуправлению в России. Дополняются конституционные нормы множеством нормативно-правовых актов федерального значения. Это Закон 2003 года "О местном самоуправлении", различные Постановления Правительства, Указы Президента и разъяснения Конституционного суда.
Последняя ступень правовой базы системы местного самоуправления в России касается локального уровня. На основе федеральных принципов и норм в разных районах, городах и регионах выстраивается своя система полномочий.
Законом разрешено использовать любой представительный состав в самоуправленческих инстанциях. Однако в большинстве регионов установлено неформальное правило образования органа из следующих представителей:
- председатель муниципального образования;
- законодательный орган региона;
- члены местной администрации;
- контрольная инстанция муниципального образования;
- иные инстанции местного самоуправления.
Процедура формирования, полномочия, сроки деятельности, подконтрольность и организация системы местного самоуправления закреплены уставом муниципального образования.
Значение местного самоуправления
Чуть больше внимания следует уделить вопросу о значении системы власти местного самоуправления. Зачем оно необходимо и какую роль играет? Об этом не написано в законах, а меж тем вопрос об актуальности той или иной системы всегда стоит на первом месте.
Социологи утверждают, что местное самоуправление в системе государственной власти решает три важнейшие задачи. Первая задача - предоставление базовых социальных услуг. Это обеспечение населения жильем, благоустройство территории, работа жилищно-коммунального хозяйства, функционирование местного транспорта и связи, оказание медицинской помощи, а также торговое, бытовое и культурное обслуживание населения. Эффективное решение всех этих задач способствует удовлетворению народных потребностей.
Второй задачей является привлечение местных ресурсов - природного, географического, человеческого и прочего характера. Выявление и использование всех необходимых ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, формированию рабочих мест и т. д. Проводится профилактика общественной напряженности. Органы самоуправления, по сути, делают все то, на что нет времени у власти.
Третьей задачей является обеспечение непосредственного взаимодействия с населением с целью вовлечения граждан в процедуру решения местного и общегосударственного значения. Так, система органов власти местного самоуправления обладает консолидирующим характером. Она направлена на укрепление отношений между властью и обществом.
Полномочия органов
Разобравшись с видами деятельности местного самоуправления и его значением в обществе, следует обратить внимание на конкретные функции рассматриваемых органов. Функции не являются императивными, то есть не носят обязательный характер. Однако большинство из них закреплено в уставе региональных инстанций. Вот что здесь следует обозначить:
- утверждение регионального бюджета и формирование отчетов о его исполнении;
- формирование, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно российскому законодательству;
- принятие муниципального устава и внесение в него изменений и дополнений;
- принятие программ и планов по модернизации муниципального образования, утверждение отчетов об их реализации;
- определение порядка принятия о формировании, реорганизации и ликвидации муниципальных образований и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги разного рода предприятий;
- определение порядка участия муниципалитета в межмуниципальном сотрудничестве;
- контроль за исполнением местными самоуправленческими инстанциями и гражданами полномочий по вопросам локального значения.
Итак, муниципальная система местного самоуправления реализует функции в сфере управления региональной или районной собственностью, охраняет природу, обслуживает население в социально-культурной сфере и следит за общественным порядком.
Государственная власть и муниципалитеты
Российской Конституцией понятие системы местного самоуправления закреплено в отдельной главе. Это указывает на организованное и функциональное разделение государственной и муниципальной систем. Однако разделение не предполагает полной независимости одного института от другого. Самоуправление контролируется государством, но не управляется им.
Федеральные органы государственной власти реализуют в отношении местных самоуправленческих инстанций следующие полномочия:
- Юридическое регулирование по предметам ведения и в границах полномочий РФ, а также по предметам совместного ведения центра и субъектов РФ. Речь идет о правах, обязанностях и ответственности центральных органов власти и региональных самоуправленческих инстанций.
- Правовое регулирование обязанностей, прав и ответственности лиц местного самоуправления при реализации некоторых властных полномочий, которыми могут быть наделены муниципалитеты.
- Определение основных принципов организации локального самоуправления в России, устанавливаемых Федеральным законом 2003 года.
- Правовое регулирование полномочий, обязанностей и элементов ответственности простых граждан и органов по решению вопросов локального значения.
Похожими четырьмя обязанностями обладают в отношении органов самоуправления и региональные государственные органы. Речь также идет о юридическом регулировании отдельных проблем, регламентации прав и обязанностей, определения предметов ведения и т. д.
Итак, система органов государственной власти и местного самоуправления базируется на принципах федерального законодательства. Основные же правила и нормы устанавливаются региональными актами. Субъектные правовые системы местного самоуправления должны брать за основу лишь принципы российского законодательства. В отношении установления тех или иных правил действует относительная свобода.
Государственная поддержка самоуправления
Органы местного самоуправления входят в систему государственного управления. В связи с этим исполнительные инстанции власти обязаны всячески поддерживать муниципалитеты. Так, федеральные органы государственной власти формируют организационные, юридические и материально-финансовые условия для формирования и развития местного самоуправления. Власть оказывает населению содействие в реализации их права на локальное выполнение функций.
Согласно Федеральному закону 2003 года, существуют шесть видов государственной поддержки местного самоуправления. Первый тип субсидии связан с принятием федеральных и региональных программ по совершенствованию муниципальной системы. Постановлениями Правительства уже была реализована поддержка в Томской и Волгоградской областях. Предусматриваются два этапа программы: создание базовых условий для работы самоуправления и содействие реализации конституционных полномочий системы.
Второй тип поддержки связан с разработкой модельных проектов муниципальных актов. Региональные власти сами предлагают свою помощь в составлении нормативных сводов. Например, в 2004 году в Омской области была создана рабочая группа по подготовке локальных актов самоуправления.
Финансовая помощь является третьим и самым распространенным видом государственной поддержки. Не секрет, что взаимодействие систем государственного и местного самоуправления обеспечивается в основном за счет одного лишь государства. Оно попросту имеет больше денег, следовательно, больше возможностей для реализации тех или иных проектов. Финансовая помощь может проявляться в виде отчислений в местный бюджет, предоставления субсидий и дотаций, развития долевого финансирования и т. д.
Четвертый тип поддержки связан с предоставлением материальных ресурсов органам местного самоуправления. Из региональной собственности в собственность муниципальную могут отчисляться нежилые помещения, транспортные средства, техника и т. д. Возможно также предоставление определенных услуг на льготных условиях.
Организация профессиональной подготовки и переподготовки по квалификациям является пятым видом господдержки. Муниципальным служащим предоставляются площадки для прохождения экзаменов, в некоторых местах проводится обучение. Здесь же стоит упомянуть оказание методической помощи - последний вид субсидии. Власть нередко составляет различные пособия и рекомендации, на основе которых организует обмен знаниями и опытом. В пособиях говорится о системе принципов местного самоуправления, способах его обеспечения и совершенствования.
Контроль над самоуправлением
Власть обеспечивает законность и правопорядок на территории муниципального образования. Для этого государственные органы реализуют восемь специальных задач.
Государственная регистрация муниципальных уставов является первой задачей. Региональные представительства Министерства юстиции РФ в особом порядке регистрируют самоуправленческие инстанции.
Ведение реестра российских муниципалитетов является следующей важной целью государства. Реестр позволяет сохранять данные о каждой инстанции. Контроль за реализацией деятельности самоуправленческих органов является третьей задачей. Сюда же входит надзор за финансовой составляющей.
Четвертой мерой по обеспечению законности и правопорядка является компенсация дополнительных расходов. Согласно статье 133 российской Конституции, местное самоуправление в стране должно всячески поддерживаться и оптимизироваться. Основной источник помощи должен исходить от государства.
Пятая контролирующая функция представляет собой прокурорский надзор. Представители Прокуратуры следят за исполнением законов и локальных уставов. Здесь же стоит обозначить шестую функцию - судебную защиту. К ней нужно присовокупить привлечение органов и граждан из местного самоуправления к ответственности за нарушение действующего законодательства.
Последней функцией является проведение переговоров и согласительных процедур для разрешения споров и разногласий, возникающих между государством и местным самоуправлением.
История самоуправления в России
Развитию российского самоуправления положили начало земская (1864) и городовая (1870) реформы, проводимые при Александре II. Положением 1864 года были созданы выборные губернские и уездные собрания в земствах. Они заведовали местными хозяйскими делами.
Организация самоуправления в городах регламентировалась Городовым положением 1870 года. Согласно его положениям органами самоуправления были управы и думы.
Органы местного самоуправления входят в систему государственной власти при Александре III. Начинается политика реакционизма, из-за которой население было взято под жесткий контроль. При Николае II случилась небольшая "оттепель". Либеральные тенденции взяли вверх, и к 1917 году должна была произойти муниципальная реформа. Однако прогремела Октябрьская революция.
Власть Советов разработала принцип единства власти и общества. Предполагалось, что общество и есть власть. Действовала так называемая диктатура пролетариата.
До 80-х годов XX века в Советской России не было и намека на самоуправление. Лишь в период Перестройки был принят Закон СССР "Об общих началах местного хозяйства и самоуправления" (1990). Была разграничена власть между администрациями и местными советами. Часть полномочий передавалась народу. В 1993 году была принята ныне действующая Конституция, а в 2003 году - актуальный ФЗ "О местном самоуправлении".
Способы совершенствования местного российского самоуправления
Реформация местного самоуправления является одной из приоритетных задач на сегодняшний день. Необходимо оптимизировать существующую систему для защиты строя и поддержания российской государственности.
Согласно статье 1 отечественной Конституции, Российская Федерация является демократическим государством. Население, проживающее в стране, имеет полное право на осуществление власти на местах. Никто не имеет возможности ограничивать это право. Саму систему необходимо всячески совершенствовать. Достичь оптимальных результатов можно через предоставление муниципалитетам следующих полномочий:
- установление предельной численности представительных органов самоуправления;
- определение территориальных уровней, на которых реализуется самоуправление на местах - с учетом исторических, административных, социально-экономических и прочих критериев;
- участие в решении отдельных вопросов местного значения, обладающих государственной важностью;
- установление формы контроля со стороны российского региона за деятельностью муниципалитетов;
- инициирование досрочного судебного прекращения полномочий глав муниципалитетов.
Эти и другие функции, направленные на либерализацию существующей структуры самоуправления, поспособствуют значительному прогрессу системы.