Русский вертолет «Черная акула» с острыми зубами
Новейший российский ударный вертолет «Черная акула» впервые поднялся в небо еще в 1982 году, а задуман был в уже далекие семидесятые, когда армия ощутила потребность в мощном, маневренном и неуязвимом воздушном помощнике. Долгое время даже силуэт этой машины был засекречен. По мере технологических достижений последних лет его авионика постоянно совершенствовалась.
Ударные вертолеты появились давно, американский AH-1 «Кобра» участвовал во вьетнамской войне, позже, в восьмидесятые, появился «Апач» AH-64. Главными признаками этого класса винтокрылов стали бронированное пилотское место, высокая маневренность и мощное вооружение. В общем-то, машины, состоящие на вооружении армии США, отвечают всем этим требованиям, но аэрокосмическая выставка в Фарнборо показала полное превосходство над ними российского вертолета Ка-50 «Черная акула».
Любой проект начинается с концептуальной схемы. Соосные винты имеют неоспоримые преимущества перед одним несущим и одним компенсационным пропеллерами, как у американских ударных вертолетов. Практически неограниченная маневренность, более высокая надежность, легкость конструкции и возможность выполнения фигур высшего пилотажа стали доказательством правоты конструкторов КБ имени Камова, выбравшего традиционную для этого бюро, «фирменную» встречно-двухвинтовую схему.
Но не только уникальными летными характеристиками отличается «Черная акула». Летчик в этом вертолете может чувствовать себя очень спокойно. Ему не страшны снаряды зенитной артиллерии или осколки, на любом из двух двигателей он сможет долететь до своей базы, а система спасения выручит его в обстановке, которая может показаться безнадежной.
Катапульта срабатывает за две секунды: - первым делом отстреливаются лопасти винта, затем остекление кабины, и следом – пилотское кресло. Высота, на которой это происходит, не имеет значения.
В конструкции вертолета «Черная акула» широко применяются композитные материалы, из которых изготовлены лопасти несущих винтов, топливные баки и некоторые силовые элементы фюзеляжа. Таким образом, значительно снижается риск возникновения пожара в случае повреждения, а внутренние протекторы затягивают пробоины.
Для того чтобы вести современный бой, нужно постоянно модернизировать технику. Ка-50 «Черная акула», 2-х местный вариант, которой разработан в последние годы, настолько насыщен информационным обеспечением, что может выполнять практически любые боевые задачи. Пилот оповещается о возможных угрозах, его действия мгновенно корректируются с земли, системы управления огнем позволяют поражать несколько разных целей одновременно.
Вертолет «Черная акула» очень удобен в наземном обслуживании, все узлы, подлежащие плановому ремонту, закрываются капотами, а подшипники из полимерных композитов не требуют смазки. Системы пушечного огня спроектированы так, чтобы заряжать их можно было быстро.
Комплекс вооружений включает в себя средства борьбы с танками противника – ПТУРСы, действующие по принципу «выстрелил-забыл».
Работа над совершенствованием этой машины продолжается и теперь, когда она запущена в серийное производство.