Творительный падеж как грамматическая категория.

В русском языке многие слова изменяются по падежам. Что же это такое? Падеж – это переменный морфологический признак частей речи, связанный с изменением формы слова.

В русском языке шесть падежей, каждый из них имеет свое значение. Чтобы определить падеж, например, существительных, надо задать соответствующий вопрос. Один из падежей, пятый в этом ряду, называется творительным.

Уже название этого падежа говорит о его значении: предмет, средство или орудие, которым творят, что-то делают – например, рубить топором, рисовать кистью, залило дождем. Вопросы, на которые отвечают слова в данном падеже: "Кем? Чем?" В некотором случае можно задать обстоятельственные вопросы. Еще один отличительный от других признак имеет творительный падеж – окончания: -ой (-ей), -ом (-ем,) -ю (ед.ч.), -ами, -ями (мн.ч) у существительных, -ым (-им), -ой (-ей) (ед.ч.), -ыми (-ими) (мн.ч.) у прилагательных и порядковых числительных.

Творительный падеж имеет разные значения, например:

- указывает на время, в которое совершается действие или проявляется состояние: загорать днем, собрать урожай осенью;

- указывает на инструмент или средство, орудие, которым совершается действие: есть ложкой, копать лопатой;

- имеет значение способа и образа действия; показывает качественную, определяющую характеристику действия: бежать галопом, петь басом, стоять спиной, идти мелкими шагами;

- творительный падеж может иметь значение сравнения совершения действия с качеством предмета или образа: лить стеной, лететь молнией;

- указание на место, где совершается действие: плыть морем, идти лесом;

- творительный падеж может иметь значение, указывающее на признак предмета: бровки домиком, губки бантиком;

- значение частичной, ограниченной области какого-либо признака: доволен результатом, известен достижениями;

- указание признака, функции, должности: выбрали депутатом, признали средством;

- предикативный признак для пояснения именной части составного сказуемого: устроился грузчиком, стал программистом;

- значение, указывающее на отношение предмета к действию: убедить делом, удивить поступком;

- значение образа действия и его способа: петь басом, идти мелкими шагами;

- указание на возрастной период жизни: ребенком она много плакала;

- творительный падеж имеет значение, указывающее на того, кто производит действие: работа защищена аспирантом, камнем разбили окно;

- значение количества: считать пятерками.

Значение творительного падежа
значениевопроспример
время совершения действиякогда?

спать ночью

сеять весной

средство, орудиечем?убирать граблями, резать ножом
способ и образ действиячем? как?скакать галопом, петь баритоном, стоять спиной
сравнение с качествомчем? как?вертеться юлой, реветь белугой, выть волком
место совершения действиячем?бежать полем, пробираться тропинками
указание на признак предметачем?

хвост крючком

ограничение признакачем?знаменит подвигом
признак функции, должностикем? чем?назначили заместителем
предикативный признаккем?устроился дворником
отношение предмета к действиючем? как?расстроить оценкой, радовать подарком
действие и способ его совершениякак? чем?плавать брассом
возрастной период жизникем? чем?дорожить юностью
значение количествачем?умножать десятками

Числительные тоже изменяются по падежам, но склонение их зависит от того, к какой группе этой части речи они относятся: количественным, порядковым или дробным.

Творительный падеж числительных имеет разные варианты, в зависимости от их формы: четырьмя, пятью, но пятьюстами и пятистами. Есть два варианта склонения составных числительных: у количественных  изменяются все слова, составляющие его, а у порядковых – только последнее: шестьюстами пятьюдесятью двумя или шестьсот пятьдесят вторым.

Комментарии