Комбайн Нива - гордость советского машиностроения
С началом осени в сельскохозяйственных регионах начинается сезон сборки урожая. Тяжелая техника выезжает на поля, дабы облегчить нелегкий труд фермерам. Но немногие знают, что комбайн Нива, который довольно прочно закрепился в нашем обиходе, известен уже давно. Первые модели появились в США в далеком 1828 году. Точнее, не сами машины, а патент на них. К сожалению, аппарат, который срезал колоски, обмолачивал и очищал зерна от плевел, не был построен. Первую такую технику построили в Российской Империи в 1830 году. Она состояла из молотильного аппарата, вентилятора и сита. Через три года была построена колосожатная машина. Она так и работала на полях, пока в Европе и дальше использовали человеческий труд. Оригинальный прототип комбайна в тот же период придумали в Австралии. Сегодня же существуют специальные машины для зерновых культур, для кормов и травы, сахарной свеклы, картошки и даже для сбора ягод.
Гордостью отечественного машиностроения долгие годы является комбайн Нива. Легендарная модель СК-5 Нива вот уже несколько десятилетий является неизменным атрибутом золотых полей со спелой пшеницей. Это одна из первых моделей самоходной техники, которая не нуждалась в тягловой силе трактора, лошадей или других животных. Уже позже на его основе появился усовершенствованный комбайн Нива Эффект.
Зерноуборочная машина имеет очень сложную конструкцию. Она последовательно выполняет целый ряд операций: срезание колосков, транспортировку их к молотильному аппарату, обмолот зерна, разделение зернышек и шелухи, подачу очищенного хлеба в бункер и выгрузку из него. По сути, комбайн Нива соединил в себе функции сразу трех видов более простой техники – жатки, молотилки и веялки.
Зерноуборочный комбайн Нива в свое время стал революцией. Его новаторство не только позволило увеличить продуктивность сельского хозяйства и труда, оно засвидетельствовало значительный технический прогресс. И пусть сегодня говорят, что машины давали большой процент потери зерна, но тогда они были оптимальным решением для колхозов. К тому же, мало кто знает, что массовое производство таких машин имело еще одну, скрытую цель. Выпуск комбайнов предусматривал производство специальных комплектующих, которые могли преобразить мирный агрегат в бронемашину для военных действий. Рабочие заводов обучались в секретных условиях, чтобы они знали, что нужно делать, если армия будет нуждаться в их помощи.
С распадом Советского Союза на просторы пятнадцати республик, а теперь уже независимых государств прибыли заграничные образцы. Знаменитый комбайн Нива стал терять позиции, ведь он значительно отставал от своих конкурентов. У него были существенно выше: расход топлива, потеря зерна, срок службы и ремонтопригодность. А еще в иностранных машинах было комфортнее работать: значительно меньшая степень шума и вибрации, более удобное сиденье и наличие дополнительных функций. Но все равно, во многих больших и маленьких селах на полях можно еще увидеть красного гиганта, который воплощает в себе величие прошедшей эпохи.