Философия Шопенгауэра: волюнтаризм и бесцельность человеческой жизни
Предшественники Артура Шопенгауэра спорили о смысле человеческого существования, задаваясь вопросом: "С какой целью мы живем?" Одни утверждали, что цель жизни человека состоит в вере в Бога, другие говорили о развитии природы, третьи убеждали своих современников в том, что смысл жизни состоит в необходимости обрести спокойствие, а некоторые даже осмелились заявить, что цель жизни состоит в вечном ее поиске.
Иллюзия жизненной цели
Чем же необычна философия Артура Шопенгауэра? Дело в том, что он первый заявил о бессмысленном существовании человека. Мы проживаем свою жизнь в суматохе, вечном хаосе, в мелких проблемах и умираем, даже не успев оглянутся и посмотреть, что было сделано в жизни. То, что мы называем целью жизни, всего лишь удовлетворения собственных мелких желаний, достижение которых повышает самооценку и делает нас более похотливыми. Счастье, о котором мы так много говорим, как о смысле жизни, недостижимо. Постоянная боязнь смерти и мысли о кратковременности жизни не дают нам расслабится и почувствовать счастье. Философия Шопенгауэра предполагает, что мы лишь создаем его иллюзию, благодаря религии и вере в жизненную цель. Артур Шопенгауэр, философия которого обосновалась на принципах волюнтаризма, стал одним из основателей этого направления в Германии. Ее суть в том, что миром никто не управляет, Бог, как утверждает религия, нас не защищает и не покровительствует. Как бы это ни звучало печально, но миром управляет хаос - неподвластный, неподдающийся никаким логическим расчетам. Даже человеческий разум не способен подчинить хаос. Лишь воля, человеческая воля и желание являются той силой, которая двигает хаос.
"Жизнь - есть страдания, ибо причиной страданий являются наши желания"
Этот принцип положен в основу буддистского учения, ведь все помнят об их аскетичной жизни. Философия Шопенгауэра утверждает: следуя на поводу у наших желаний, мы не получаем чувства счастья. Даже достигая их свершения, человек не чувствует величества, а только опустошение души. Намного хуже, если свершения желания достигнуть так и не удалось, и мысли о нем приносят нам страдания. А из чего, по сути, состоит наша жизнь? Из желаний быть рядом с кем-то, обрести что-то, купить необходимую вещь...
Страдания от утраты нужного нам человека, поскольку мы хотим быть с ним, прикоснуться к нему, посмотреть в глаза.
Философия Шопенгауэра находит выход из страданий: отречения от желаний. Аскетизм, проповедуемый буддистами, утверждает, что избавившись от способности желать, мы погружаемся в состояние нирваны. Другими словами, в состояние под названием "ничего". В нирване ничего нет, ничего не делается, и ничего не хочется. Но снова вопрос: "Как живой человек может перестать желать?" Ведь сила, которая двигает человечество, заставляет нас подниматься утром с постели, и это тоже воля, желание. Что останется в мире, если человек перестанет желать? Что будет с миром?
Философия Шопенгауэра предлагает тренировать себя и практиковать медитацию, как способ отречения от желаний. Медитация помогает лишь на некоторое время погрузится в состояние так называемой "нирваны". А вот если спросить у буддийского монаха: "Сумели ли вы отречься от способности желать?" Вряд ли от искренне ответит на этот вопрос. Ведь то, что человек не осуществляет свои желания, совсем не значит, что он перестал желать...