Что такое IPO и во сколько оно обходится эмитенту

IPO – это самый первый публичный выпуск акций компании, который осуществляется, как правило, через биржевые площадки. Эта достаточно модная аббревиатура пришла к нам из западной практики. Однако сам процесс регулируется российским законодательством, в частности, законом «О рынке ценных бумаг». В нем установлены такие процедуры, как оформление решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, требования к формам, удостоверяющим права, обозначены процедуры эмиссии, государственной регистрации, требования к проспекту и др. Все этапы выпуска должны соответствовать этому закону и другим нормативным актам (в том числе утвержденным Федеральной службой по финансовым рынкам).

Что такое IPO по своей сути? Можно сказать, что в основном это программа представления акций компании потенциальным инвесторам таким образом, чтобы ценные бумаги последних заинтересовали - и они их купили. Сторонами в этом процессе является фирма-эмитент, андеррайтеры, лид-менеджеры (как правило, это банки), биржевая площадка и иные лица. Ключевую роль играют андеррайтеры, которые за определенное вознаграждение гарантируют, что такое IPO состоится.

Перед тем как произвести публичный выпуск, компания должна определенным образом зарекомендовать себя экономически. Для этого у нее должна быть привлекательная финансовая отчетность за несколько лет и хорошие перспективы для развития, потому что каждый инвестор заинтересован в надежных и прибыльных вложениях. Если предприятие широко известно своей продукцией, имеет реализованные вексельные программы, выпускала облигации, то вероятность удачного размещения акций повышается. К тому же «известность» позволяет провести первую публичную эмиссию с минимальными издержками на организацию. Initial public offering предполагает размещение акций на бирже, поэтому эмитент также должен знать, насколько он соответствует требованиям той или иной площадки – от российской ММВБ-РТС до зарубежных NYSE или LSE.

Финансовая и иная информация передается лид-менеджеру, который готовит информационный меморандум и организует для предприятия так называемое роад-шоу. В его ходе проводятся встречи с потенциальными покупателями акций, представляется компания и распространяется информация о том, что такое IPO будет производиться в определенные даты. Также lead-manager подбирает совокупность андеррайтеров, исходя из того, какие у последних имеются базы инвесторов, насколько хорошая репутация, какова стоимость услуг.

Ценные бумаги в рамках IPO могут размещаться следующими методами:

  1. Метод фиксированной цены. Этот способ обеспечивает максимально равный доступ для всех инвесторов, которым нужно только выбрать, сколько ценных бумаг покупать.

  2. Аукцион. В этой ситуации акции продаются в первую очередь тем, кто может больше заплатить.

  3. Книжный метод, который является наиболее распространенным. Смысл процедуры заключается в том, что в рамках роад-шоу собирается информация о предпочтениях инвесторов. Потом андеррайтеры оформляют книгу заказов, устанавливают цену и распределяют акции. При этом в ряде случаев риск неразмещения полностью ложиться именно на посредника, т.к. он выкупает определенный пакет акций на себя.

Что такое IPO - с точки зрения затрат для компании? Эксперты отмечают, что это достаточно дорогостоящий процесс, т.к. услуги посредников могут обойтись в 3% от суммы эмиссии, а дополнительные затраты на юристов, аудиторов, рекламные агентства могут составлять около 1,5 млн. долларов для России и более 2,5 млн. для зарубежных размещений.

Комментарии