Ибсен "Кукольный дом", или "Нора"
На рубеже 19 и 20 веков, когда практически во всех странах происходили серьезные, роковые события, родился гений писателя по фамилии Ибсен. «Кукольный дом» - произведение этого автора, также известное под названием «Нора», отразило дух того времени: мятежные мысли, сомнения, моральные дилеммы, попытки сохранить человеческий облик даже в самых тяжелых и спорных ситуациях.
Многие писатели начала 20 века размышляли над подобными проблемами, ощущая дыхание перемен и надвигающихся судьбоносных событий. Простые люди тоже переживали сложный период метаморфоз и рушащихся устоев, а ответы искали в драмах, одной из которых и является произведение «Кукольный дом». Генрик Ибсен относится к писателям-драматургам старой школы, и его творения очень органично и легко перетекают с бумаги на сцену и в уста актеров, поэтому он получил большую популярность в качестве автора пьес, ставившихся по всему миру. В России в тот период его работы ставили в основном в Московском Художественном театре.
Итак, что же за проблематику освещает Ибсен, «Кукольный дом» которого настолько психологичен и осязаем, что каждый читатель может найти в героях пьесы частицу себя? Стоит обратиться к биографии писателя. Драматург был настоящим мужчиной в самом классическом понимании этого слова: суровым, сдержанным, честным, принципиальным, способным принести себя в жертву, если того требовали обстоятельства. Крайне важным для общества элементом он считал семью и институт брака в целом, именно вопрос супружеского счастья занимал писателя. И первым, кто не побоялся осветить довольно личные и глубокие моменты из жизни мужа и жены, которые ранее считались приватными, стал Генрик Ибсен.
«Кукольный дом» - камерное произведение с небольшим числом героев. Антагонистом является женщина по имени Нора, жена и мать детей, привыкшая видеть смысл существования в семье и поддержании домашнего очага. Но ее такая жизнь не тяготит, ведь она искренне любит и детей, и мужа, и все было бы прекрасно, если бы не мрачная тайна. Когда Торвальд, муж Норы, заболел, ей пришлось занять деньги у не слишком чистого на руку человека, который внезапно объявляется и начинает шантажировать женщину. Ростовщик хочет занять место в банке, где работает Торвальд, и шлет письма с угрозами, одно из которых находит ни о чем не ведавший ранее муж. Он настолько шокирован открывшейся ему правдой, что обвиняет жену в обмане так, будто бы она настоящая преступница - он боится за свою карьеру, он боится скандала и не старается пощадить чувства супруги. Доходит до того, что Торвальд угрожает отнять у своей жены право воспитывать детей. Когда накал страстей доходит до своего апогея, ростовщик внезапно отказывается от своих притязаний, решив, что требует слишком многого от испуганной женщины.
Но если бы пьеса закончилась так, это был бы не Ибсен. «Кукольный дом» закрывает свои ставни, за которым разворачивается настоящая драма. Торвальд счастлив, что шантажист больше не мешает ему вести привычное существование, и живет как ни в чем не бывало. Но Нора не смогла забыть поведение мужа и простить его. Она понимает, что построила воздушный замок на лжи, и теперь он рассыпается на глазах, ведь оказалось, что самопожертвование не значит ничего, в сравнении с долгом быть «правильной» женой. Женщина решает уйти из дома и произносит роковые и шокирующие для того времени слова о том, что она, в первую очередь, человек, а не мать или супруга. Так Генрик Ибсен провозглашает тезис нового времени о том, что традициям нужно отойти в сторону, что люди должны жить иначе, а женщины – быть равноправными членами общества.