"Москвич-2141": технические характеристики, тюнинг, ремонт
Легковой автомобиль «Москвич-2141» являлся удачной моделью московского автозавода АЗЛК, но сложный и длительный период его разработки привел к тому, что на конвейер легковушка встала уже морально устаревшей и со слабыми силовыми агрегатами. Эти два фактора и стали основными причинами низкого спроса на М-2141.
Становление автозавода
«Москвич» - в Советском Союзе так называли не только жителей столицы, но и малолитражки производства автозавода Ленинского комсомола. К строительству завода АЗЛК приступили в 1929 году. Спустя год предприятие было открыто и выпустило первые легковые автомобили «Форд» моделей А и АА. В этом же году завод получил свое название - Государственный автосборочный завод имени Ким.
В 1933 году предприятие становится отделением ГАЗ и переходит на выпуск автомобилей ГАЗ-АА. В 1945 году компания снова становится самостоятельной. Она выпускает свою продукцию под именем завода малолитражных автомобилей (МАМЗ). Первая малолитражка с названием «Москвич» была выпущена в 1947 году, под индексом 400, а в следующем году начались первые экспортные поставки автомобиля.
Развитие и закрытие АЗЛК
Развитие МАМЗ связано с увеличением производства и выпуском новых моделей легковых автомобилей. Важным этапом стало освоение и выпуск малолитражки «Москвич-408», миллионный экземпляр которой произведен в 1967 году. В следующем году произошел целый ряд значительных событий:
- начало строительства нового сборочного производства;
- выпуск автомобиля «Москвич-412», а также модификаций в кузовах универсал и фургон;
- предприятию присвоено очередное название: Автомобильный завод им. Ленинского комсомола (АЗЛК).
В 1975 году следующей новинкой стал «Москвич-2140» - это была практически перелицованная модель 412. Первая переднеприводная легковушка «Москвич 2141» изготовлена в 1986 году, она стала и последней для завода. Производство модернизированного «Москвича-2141-45» под названием «Святогор» было завершено в 2002 году, а в 2010 году завод АЗЛК был ликвидирован.
Трудности разработки М-2141
Впервые на автозаводе приступили к созданию переднеприводной модели, которая должна была сменить М-412, в 1972 году, но работу приостановили. Было решено заняться серийным изготовлением «Москвича-2140». В дальнейшем такое решение признали ошибочным, так как производство устаревшей модели приостановило развитие предприятия.
Работа по выпуску переднеприводной малолитражки продолжилась только в 1976 году. Автомобиль получил пятидверный кузов хэтчбек и заднеприводную компоновку. Но было решено отказаться от заднего привода и перейти на прогрессивный передний, что в очередной раз увеличило период разработки.
Очередной разворот в создании модели произошел, когда поступило указание взять в качестве «донора» французскую малолитражку «Симка-1308». После целого ряда изменений, переделок и перелицовок в 1986 году «Москвич-2141» добрался до конвейера. Для сравнения «Симка-1308» была признана автомобилем года в 1976.
Дизайн М-2141
Несмотря на наличие прототипа, конструкторам АЗЛК удалось создать практически индивидуальный внешний вид для машины «Москвич-2141». Дизайн легковушки для восьмидесятых годов прошлого века был современным и классным. Очень интересно смотрелись плавные обводы кузова, ни одного острого угла, стремительный силуэт и большая площадь остекления новинки. Солидность и динамичность автомобилю придавали:
- длинный капот с рельефными ребрами штамповки;
- большие колесные арки;
- крупная головная оптика;
- фронтальная линия выштамповки, проходящая от передних крыльев до кормы автомашины;
- высоко расположенный задний бампер ступенчатой конструкции;
- заднее стекло с большим наклоном;
- широкие комбинированные кормовые фонари.
На фоне отечественных «Жигулей» и «Волг» М-2141 смотрелся как иномарка.
Интерьер
По современным стандартам даже бюджетных легковушек салон «Москвича-2141» выглядит очень бедно и архаично. Это проявляется:
- большим двухспицевым рулевым колесом;
- минимальным количеством информации на приборной панели, оборудованной ступенчатым выступающим противосолнечным щитком;
- простыми передними сиденьями с темными подголовниками;
- установленными на дверях ручками стеклоподъемников;
- прямоугольными диффузорами системы отопления и вентиляции;
- малым внутренним зеркалом.
Для отделки интерьера применялись: жесткий пластик, ткань, пенополиуретан. Правда, уже в 1987 году по спецзаказам стали выпускать автомобили с отделкой из велюра и установленными электростеклоподъемниками для всех окон собственной конструкции.
Многие автовладельцы для того чтобы придать комфорт салону, самостоятельно выполняли внутренний тюнинг «Москвича-2141». С этой целью применялись:
- накладки на рулевое колесо;
- увеличенные зеркала;
- новые подголовники кресел;
- мягкое покрытие пола;
- менялись материалы отделки интерьера.
Особенностью автомашины считался большой багажник, который увеличивался при сложенных задних сидениях с формированием ровной площадки.
Конструктивные особенности
Хотя в основе новинки лежала французская «Симка» заводские конструкторы отошли от прямого копирования. Прежде всего, применили для расположенного впереди двигателя «Москвича-2141» продольную компоновку. Причем это удалось выполнить для силовых агрегатов УЗАМ и ВАЗ-2106, которые традиционно устанавливались на заднеприводные модели. Продольное расположение мотора сформировало хорошую осевую развесовку малолитражки, что позволило создать дополнительные динамические параметры, улучшить преодоление подъемов и повысить проходимость.
Следующей особенностью автомобиля следует назвать впервые установленную на отечественных легковушках пятиступенчатую механическую коробку передач. Кроме того, первичный и вторичный валы в данной КП вмонтированы в единой горизонтальной плоскости, что существенно повысило компактность всего силового агрегата и соответственно понизило линию капота.
В каркасе кузова применены специальные лонжероны, которые служили амортизатором при лобовом столкновении и повышали безопасность автомобиля. Задняя подвеска получила специальные витые пружины. Некоторые автолюбители, особенно использующие автомобиль для дачных поездок, для большей надежность в качестве технического тюнинга «Москвича-2141» устанавливали пружины с увеличенным числом витков. Для передней подвески выбрана схема МакФерсон.
Несмотря на особенности, конструкция позволяла осуществлять ремонт «Москвича-2141», как говорится в гараже, что повышало привлекательность автомашины для автолюбителей.
Технические параметры
Новинка наряду с необычной внешностью обладала качественными техническими параметрами. У «Москвича-2141» характеристики с двигателем УЗАМ-331 следующие:
- класс – малый;
- тип кузова – хэтчбек;
- число дверей – 5;
- вместимость – 5 чел.;
- колесная база – 2,58 м;
- длина – 4,35 м;
- высота – 1,40;
- ширина – 1,69 м;
- полная масса – 1,48 т;
- дорожный просвет – 16,3 см;
- модель двигателя - УЗАМ-331;
- тип – бензиновый;
- смесеобразование – карбюратор (ДААЗ 2140);
- охлаждение – жидкостное;
- число цилиндров – 4 шт.;
- число клапанов – 8;
- расположение цилиндров – L-рядное;
- рабочий объем – 1,48 л;
- мощность – 71,5 л. с.;
- трансмиссия – переднеприводная, механическая;
- коробка передач - 5-ступенчатая МКПП;
- максимальная скорость – 154,6 км/ч;
- разгон до 100 км/ч – 17,9 сек;
- расход топлива (комбинированный цикл) – 6,0 л/100 км;
- размер топливного бака – 55,0 л;
- топливо - бензин АИ-92;
- типоразмер шины - 165/80R14.
Параметры других силовых агрегатов, которыми комплектовался М-2141:
- Модель ВАЗ-2106-70:
- тип - бензиновый;
- объем – 1,57 л;
- мощность - 80 л. с.
- Модель УЗАМ-3317:
- тип - бензиновый;
- объем – 1,70 л;
- мощность - 86 л. с.
- Модель ВАЗ-21213:
- тип - бензиновый;
- объем – 1,70 л;
- мощность - 83 л. с.
- Модель Форд-XLD418:
- тип - дизельный;
- объем – 1,75 л;
- мощность - 60 л. с.
- Модель Рено-F3R:
- тип - бензиновый;
- объем – 2,00 л;
- мощность - 113 л. с.
У автовладельцев большей популярностью пользовались отечественные двигатели. Несмотря на устаревшие модели, они за счет доступных запчастей для «Москвича-2141» в случае поломки уменьшали затраты на ремонт.
Техническое обслуживание и ремонтные работы
Первоначальные ремонтно-профилактические работы у владельцев были связаны в основном с низким качеством сборки автомобиля. Поэтому у нового автомобиля выполнялась протяжка практически всех крепежных соединение, устранялись нарушения герметичности и скрипы в различных соединениях, подгонялись элементы кузова и салона. Дополнительно уплотнялись оконные стыки для защиты салона от воды.
Особенно тщательно выполнялась антикоррозийная обработка металлических элементов автомобиля в связи с невысоким качеством лакокрасочного покрытия. Несмотря на это очень часто кузов у М-2141, как говорили автовладельцы, начинал цвести примерно через год. Особенно это характерно для машин первых годов выпуска. В дальнейшем окраска улучшилась, но проблема коррозии полностью не была устранена.
Для надежной эксплуатации, увеличения срока службы, уменьшения числа ремонтов для «Москвича 2141» была установлена следующая нормированная периодичность проведения технического обслуживания:
- ТО-1 – 4000 км;
- ТО-2 - 16000 км.
Если малолитражка постоянно использовалась в тяжелых условиях (поездки по сельским дорогам, например) пробег между ТО следовало уменьшать на 10-20%.
Преимущества и недостатки автомобиля
Основными достоинствами нового «Москвича-2141» считались:
- передний привод;
- пятиступенчатая коробка передач;
- интересный дизайн;
- просторный багажник;
- доступная стоимость:
- хорошая проходимость.
Кроме того, при необходимости проведения ремонта запчасти для «Москвича-2141» не считались дефицитными, а сам процесс благодаря конструкции автомобиля в большинстве случаев не требовал высокой квалификации.
Среди недостатков в своих отзывах владельцы отмечали:
- низкое качество сборки;
- слабые антикоррозийные качества;
- отсутствие рулевого усилителя;
- маломощные силовые агрегаты;
- плохую шумоизоляцию и гидроизоляцию;
- расположение запасного колеса под днищем автомобиля;
- частые поломки электрооборудования;
- скрип в салоне;
- плохой обзор при штатных наружных зеркалах;
- высокий расход топлива.
Большое количество недостатков, а также общеэкономическая ситуация привела к тому что вместе с прекращением выпуска «Москвича-2141» прекратил существование и завод АЗЛК.