Ганзейский союз. Первое торгово-экономическое объединение в истории Европы
В современной Германии существует особый знак исторического отличия, свидетельство того, что семь городов этого государства являются хранителями традиций редкой в истории долгосрочной, добровольной и взаимовыгодной коалиции. Этот знак - латинская буква H. Она означает, что города, в которых с этой буквы начинаются автомобильные номера, входили в Ганзейский союз. Буквы HB на автомобильных номерах следует читать как Hansestadt Bremen – «ганзейский город Бремен», HL – «ганзейский город Любек». Буква H присутствует также на номерах авто вольных городов Гамбург, Грайфсвальд, Штральзунд, Росток и Висмар, игравших в средневековой Ганзе ключевую роль.
Ганза – это содружество, в которое в XIII – XVII веках объединились свободные немецкие города для защиты купечества и торговли от власти феодалов, а также для совместного противостояния пиратам. Объединение включало города, в которых проживали бюргеры – свободные граждане, они в отличие от подданных королей и феодалов, подчинялись нормам «городского права» (Любекского, Магдебургского). В Ганзейский союз в различные периоды своего существования входили около 200 городов, среди которых Берлин и Дерпт (Тарту), Данциг (Гданьск) и Кёльн, Кёнигсберг (Калининград) и Рига. Для выработки обязательных для всех купцов правил и законов в Любеке, ставшем главным центром морской торговли в бассейне Северного и Балтийского морей, регулярно собирался съезд участников союза.
По мнению некоторых современных историков, событием, положившим начало созданию торгового союза, следует считать основание Любека в 1159 г. Ганзейский союз был редким образцом объединения, в котором все стороны стремились к общей цели – развитию торговых отношений. Благодаря немецким купцам на юг и запад континента поступали товары из Восточной и Северной Европы: строевой лес, пушнина, мёд, воск, рожь. Когги (парусники), гружённые солью, сукном и вином, шли в обратном направлении.
Анализ опыта первого в истории Европы торгово-экономического объединения, его достижений и просчётов интересен как для историков, так и для современных предпринимателей и политиков, чьи умы заняты решением проблем общеевропейской интеграции.