Структура личности по Фрейду. Основные положения
Фрейдизм, как психологическое направление, сформировался в начале 20 века, хотя психоанализ существовал и ранее. Каждому, кто интересуется этим течением, необходимо знать, что есть структура личности по Фрейду. Собственно, об этом и будет рассказано в данной статье.
Книга Зигмунда Фрейда «Я и Оно» дает подробнейший анализ каждого элемента описываемой структуры. Всего их три:
- Ид (или «Оно») - начальная составляющая нашей психики. «Она "идет на поводу" у самых наших низших стремлений, а также первичных потребностей», – объясняет Зигмунд Фрейд. Психология новорожденного ребенка как раз состоит из начала Ид. То есть пока он не знает, что есть моральные устои, нравственность, нормы поведения, он руководствуется лишь чисто животными инстинктами. Структура личности по Фрейду предполагает средоточие сексуальной энергии в элементе Оно. И дети, лишь появившиеся на свет, обладают ею тоже. Пока она проявляется, когда ребенок сосет молоко матери, а также в других незначительных аспектах жизни. Нужно отметить при этом, что на раннем этапе жизни влечение является бесполым (то есть человек не осознал ни свою половую принадлежность, ни половую принадлежность окружающих).
- Эго (или «Я»). Является промежуточным состоянием Ид и Супер-Эго. Структура личности по Фрейду не дает точного значения возраста, когда данный элемент должен начать формироваться. Как, например, дети начинают говорить и ходить по-разному, так и Эго проявляется индивидуально. Грубо говоря, процесс этот можно наблюдать тогда, когда ребенок входит в сознательный возраст. Родители говорят ему, что для того, чтобы сходить в туалет, необходимо сесть на горшок. Или что на людей нельзя показывать пальцем. Часто дитя не понимает, почему от него требуют соблюдения каких-то правил – в этот период идет сильнейшая борьба Ид и Эго.
- Супер-Эго («Сверх-Я»). Одновременно со всем вышеперечисленным ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. С одной стороны, он этого стесняется, а с другой – видит повод для гордости. Начинает формироваться его сексуальность, однако почти всегда ее проявление (в виде мастурбации) находит резкое пресечение и неодобрение со стороны родителей. В дополнение к этому ребенок начинает идентифицировать себя с одним из родителей. Неосознанное желание инцеста, а также его невозможность заставляют ребенка перенимать все качества родителей, их модель поведения. Мальчики при этом стремятся стать такими, как их отец, а девочки – как мать. Таким образом происходит формирование Супер-Эго.
Именно в раннем возрасте играет огромную роль модель поведения родителей, их привычки и манера общения с ребенком. Кроме того, значение, притом очень важное, имеет влияние общества. Те моральные качества, которые сформировались у ребенка в этот период, будут составлять основу его личности на протяжении всей жизни. Очень редко они могут подвергаться изменению, даже осознанному. Супер-Эго – это еще и совесть. Поэтому очень важны правильные методы воспитания в раннем детстве.
Все эти элементы существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Такова структура личности по Фрейду.