"Алмазная сутра" в контексте древнеиндийской литературы
Слово "сутра" в переводе с санскрита буквально означает "нить". Такое произведение может представлять собой афоризм, правило, формулу или сборник, который соединяется вместе с помощью определенной мысли или темы. В широком смысле сутрой именуется текст в буддизме или индуизме.
На протяжении веков сутры передавались только устно, от учителя к ученику, и лишь спустя долгое время были записаны на пальмовых листьях, а впоследствии выпущены в книгах. Известные нам сутры относятся преимущественно к научным и философским трактатам индуизма, как, например, «Йога сутры» Патанджали – основополагающий текст классической йоги, несколько десятилетий назад ставшей популярной в западном мире. Большое число таких текстов являются каноническими для буддизма. Традиционно считается, что это слова самого основателя этой религии или его ближайших учеников. Из-за отсутствия единства между многочисленными школами данного учения, не все сутры Будды единогласно признаются оригинальными произведениями, передающими слова самого Просветленного.
О
"Алмазная сутра"
Считается, что "Ваджраччхедика Праджняпарамита" была составлена в первом столетии нашей эры. Она достаточно рано нашла широкое распространение в азиатских странах, где практиковался махаянский буддизм. Она включена в состав других "Праджняпарамита сутр". Ее полное название можно перевести как «Совершенная мудрость, способная расколоть даже алмаз» или «Рассекающее алмазы совершенство мудрости».
Относительно длинная сутра разделена на 32 главы, а ее декламация занимает примерно 45 минут. "Алмазная сутра" является диалогом, построенным на вопросах опытного ученика по имени Субхути и ответах самого Будды. Примечательным является то, что в в этом разговоре упоминается благоприятное воздействие произведения и восприятие его будущими поколениями.
Содержание
Как и многие канонические тексты буддизма, "Алмазная Сутра" начинается со слов: «Так я слышал». Просветленный, завершивший свой ежедневный поход за подаянием с монахами, отдыхает в роще Джета, в то время как появляется старец Субхути и задает ему вопрос. Так начинается диалог, посвященный природе восприятия, где Будда в основном пытается помочь вопрошающему освободиться от предрассудков и ограниченных представлений о сущности озарения. Подчеркивая, что формы, мысли и концепции в конечном счете иллюзорны, он учит, что благодаря теоретическим построениям невозможно достичь истинного пробуждения, а поэтому они должны быть в итоге отброшены. На протяжении проповеди Будда повторяет, что даже усвоение одного четверостишия из этого учения является непревзойденной заслугой и может привести к просветлению.