Церковное пение на взгляд православного человека

Сегодня православная церковь серьезную роль отводит церковному пению. Наше богослужение и церковное хоровое пение связаны напрямую. С его помощью проповедуется Слово Божие, которое образует особый богослужебный язык (совместно с храмовыми напевами). Церковное пение обычно подразделяется на два вида: унисонное (одноголосое) и многоголосное. Последнее подразумевает разделение голосов по партиям, а первое – исполнение всеми хористами одной мелодии. В русских храмах, как правило, поют по партиям.

Осмогласие

В VIII веке объединяются восемь певческих и мелодических систем (осмогласие), которые всесторонне воздействуют на интеллектуальное и эмоциональное восприятие верующего человека, обращенного к Богу с молитвой. К XIV веку эта система обрела такой масштабный характер, который может быть сравним только с иконописью того же периода и с глубиной молитвенного подвижничества. Богословие, церковное пение, икона и молитвенный подвиг – это компоненты единого целого.

Вытеснение осмогласия

Пора расцвета церковного пения в XVII веке совпала с началом вытеснения его со стороны светского искусства. Система церковного осмогласия была заменена краткими напевами на религиозную тему. Православные религиозные подвижники считают, что церковное пение без осмогласия невозможно.


Обиход церковного пения

Но православная церковь обладает достаточным количеством музыкальных изданий и рукописей. Она имеет в своем распоряжении обиход церковного пения, в который входит весь круг богослужебного пения. Он объединяет в себе главные песнопения киевского, греческого и знаменного распевов. Есть несколько способов исполнения стихир, в частности, простой и праздничный. Все музыкальные церковные рукописи являют собой документ Церковного Предания, которое считается в православных кругах самым первым словом в спорных вопросах.

Развитие церковного пения

По документам церковного предания легко проследить, как развивалось и церковное пение. Любое искусство имеет свое начало и расцвет. Многие религиозные православные деятели сегодня считают, что стиль современной иконописи и церковное пение – это всего лишь профанация богослужебного искусства. По их мнению, этот западный стиль не соответствует (ни в формальном, ни в духовном отношении) Церковному Преданию.

Певческие коллективы

Коллективы, которые занимаются церковным пением, могут быть трех видов. Первый вид – это профессиональные певчие, но не церковные. Второй – имеет состав из людей церковных, но в лучшем случае у них есть относительный слух и голос. Самый редкий вид музыкального коллектива – это профессиональный церковный хор. Коллектив первого типа предпочитает исполнять сложные произведения, но церковность этой музыки таким певчим, как правило, безразлична, в отличие от тех людей, которые заходят в храм для молитвы.


Некоторые священники предпочитают второй вид хора, но нередко наряду с музыкальным непрофессионализмом таких певчих удручает и его примитивный репертуар.

Однако вселяет надежду тот факт, что коллективы третьего вида все чаще переходят к исполнению произведений, сочиненных синодальными авторами, а потом даже к монастырским напевам.

Комментарии