Как менялась пожарная машина

Разрушительная сила пожаров, неважно, были они природным бедствием или возникали вследствие человеческой неосторожности, всегда приводила человека в трепет. Со времен первых деревянных городов борьба с огнем была одним из основных направлений собственной и общественной безопасности. Если на заре развития первых государств и крупных поселений с этой стихией боролись «всем миром», то со временем стали появляться специальные службы.

Пожарная техника и оборудование на протяжении сотен веков меняли свой внешний вид и функциональность. Мы же поговорим об одном из основных атрибутов этой службы безопасности – автотранспорте. Пожарная машина, пожалуй, - самый яркий символ подразделения специального назначения.

Начало истории

В России первые подразделения по борьбе с огнем появились в XVI веке, при царе Иоанне Грозном (Иван V). Однако официальной службой они стали лишь в середине XVII века, поскольку именно тогда был издан соответствующий Указ, подписанный царем Алексеем Михайловичем. Первой попыткой (стоит сказать, весьма успешной) регламентировать порядок работы огнеборцев стал «Табель о рангах».

Что касается применения техники для борьбы с огнем, то первым устройством стала примитивная помпа, которая могла подавать воду к месту возгорания. Именно она позволила весьма повысить эффективность и скорость тушения. Увеличение площадей древних городов потребовало усложнения конструкции и увеличения ее мобильности. Цистерны с водой и помпами, ее подающими, «поставили на колеса». Такие конструкции передвигали с помощью лошадей.

Когда и кем была изобретена первая пожарная машина? В ответе на этот вопрос источники представляют различные данные. В одних упоминается американец Пол Ходжей, представивший в 1841 году паровой автомобиль для отрядов по тушению возгораний. Другие отдают пальму первенства конструктору Моисею Цинцинатти, также проживавшему в США. Его пожарная машина была представлена горожанам в 1851 году. Что касается отечественных разработок, то они немного «запоздали». Первая российская пожарная машина была выпущена лишь в 1904 году.

На протяжении последующих десятилетий инженеры по разработке техники для специальных подразделений начали стремительную гонку в создании более совершенного и функционального спецтранспорта. Пожарные машины, фото которых легко найти в сети Интернет, прошли грандиозный путь. Сегодня это – целые комплексы, которые позволяют перевозить тонны воды, подключаться к системе водоснабжения на месте, эвакуировать людей из высотных зданий и т.д.

Существует несколько разновидностей транспорта, объединенных понятием «пожарная машина». Чаще всего это – автоцистерна, оборудованная насосом, подающим воду под давлением, и пожарными рукавами. Она способна перевозить до 4 тонн воды, а также имеет резервуар для создания пенного раствора.

Специальные машины – более сложные мобильные комплексы, которые применяют для проведения дополнительных работ при тушении сложных пожаров (высотных, пожаров на опасных предприятиях и т.д.). В их числе и автомобили для удаления задымления из помещений, мобильные лестницы, машины для поддержания связи между подразделениями. Вспомогательный транспорт обеспечивает бесперебойную работу пожарных расчетов, осуществляет дозаправку, производит необходимый ремонт оборудования.

Комментарии