Как сводить треки в секвенсорах и аудиоредакторах: азы

Любой музыкант при создании собственной композиции рано или поздно сталкивается с тем, что записанные партии инструментов или вокальные дорожки между собой нужно свести, то есть сделать так, чтобы все инструменты звучали естественно и не перекрывали друг друга. О том, как сводить треки, далее и пойдет речь. Но рассмотрим не только манипуляции, связанные именно с приданием композиции профессионального звучания, но и некоторые действия, которые могут понадобиться, скажем, для объединения двух аудиодорожек в один микс или связанные с перекрестным наложением одного трека на другой. От этого и будет зависеть выбор предпочитаемой программы и выполняемых в ней действий.

Как сводить треки: общее представление о выполняемых действиях

Первым делом коснемся сведения, так сказать, в классическом понимании, когда в одном миксе необходимо отрегулировать звучание каждой дорожки. Здесь самое основное состоит не только в регулировке громкости, но и в установке оптимального уровня динамики с обработкой частот трека таким образом, чтобы и инструмент звучал без искажений, и частоты разных инструментов не вызывали побочных эффектов. Как сводить треки? Большинство звукорежиссеров в самом простом случае для мастер-трека, не говоря об обработке эффектами каждой дорожки, рекомендуют использовать связку из компрессора и эквалайзера (хотя на самом деле таких инструментов может быть гораздо больше). Кроме того, не следует увлекаться эффектами и для отдельных дорожек, поскольку их чрезмерное количество может привести к тому, что инструмент будет звучать с искажениями, или на треке будут теряться частоты (например, в случае установки слишком высокого уровня реверберации). На мастер-треке разного рода задержки, хорусы, флэнджеры и ревербераторы не устанавливают (так можно потерять естественное звучание, да еще и барабаны задавить).

С другой стороны, сведение треков может относиться не только к установке их параллельного звучания, но и к объединению нескольких дорожек в определенной последовательности, чтобы они звучали одна за другой без перерыва и с одинаковой громкостью (или накладывались одна на одну с затуханием и нарастанием или без этого).

Что использовать в качестве программного обеспечения?

Что же касается выбора программы, по большому счету все такие пакеты можно разделить на два типа: музыкальные секвенсоры и аудиоредакторы (или подобные приложения в виде виртуальных студий, которые совмещают в себе возможности обоих типов программ). К первому типу можно отнести пакеты вроде FL Studio, Cubase, Cakewalk Sonar и т. д. Во втором классе можно отметить программы вроде Adobe Audition (бывший редактор Cool Edit Pro), Sony Sound Forge, Cockos Reaper, Acoustica Mixcraft и многие другие. Среди профессиональных студий первенство, вне всяких сомнений, принадлежит мощнейшему пакету Pro Tools.

Сведение, соединение и наложение треков на примере редактора Cool Edit Pro

Итак, для начала рассмотрим некоторые операции с аудиофайлами на примере пакета Cool Edit Pro. Несмотря на то что сейчас он не выпускается, выглядит программа для начинающего пользователя намного проще, нежели ее аналог в виде Adobe Audition, хотя большинство функций осталось неизменным.

Итак, как сводить треки в этом приложении? Предположим, нам нужно, чтобы два трека звучали параллельно.

Для этого в режиме мультитрека загрузить на каждую дорожку аудиофайл и выставить их положение относительно друг друга. Эффекты лучше накладывать на каждый трек отдельно, но регулировать их параметры или громкость каждой дорожки лучше на пульте.

Как соединить два трека, например, чтобы второй начинал звучать сразу после окончания первого? В обычном режиме курсор устанавливается в конец первой дорожки, а затем производится вставка второй в виде файла. Также можно предварительно обработать дорожки, чтобы у одной в конце было затухание (Fade Out), а у другой – нарастание (Fade In).

Их также можно расположить нужным образом на мультитрековой сетке, а без ее использования – применить эффект перекрещивания Crossfade в обычном режиме.

В принципе, любая такая программа для сведения треков имеет подобные инструменты, причем в любом приложении называются они совершенно одинаково. Для выравнивания громкости проще всего использовать функцию нормализации (Normilize), а для ограничения звучанию пиковых частот – лимитер (Limiter).

Сведение треков в FL Studio

Теперь несколько слов о популярном секвенсоре FL Studio. Базовые операции остаются без изменений, но, даже если использовать только встроенные инструменты самой программы, можно добиться весьма впечатляющего результата.

Сначала необходимо ассоциировать каждый трек со свободным слотом микшера, используя для этого соответствующую функцию, после чего на треки можно будет добавлять эффекты и регулировать другие параметры вроде громкости или панорамы именно на пульте, а не в степ-секвенсоре.

По умолчанию на мастер-треке установлен ограничитель Fruity Limiter, в котором можно переключиться в режим компрессора и выбрать нужный пресет.

Также можно воспользоваться одно- или многополосными компрессорами, в которых возможностей несколько больше. Тут главное – не задавить общее звучание. Особое внимание следует обратить на частоты сводимых дорожек. Их лучше заранее обработать параметрическим эквалайзером, установив оптимальное звучание с вырезанием пиковых частот.

Если воспользоваться эффектами VST вроде EZ Mix, выбор предустановленных режимов для сведения, что на мастер-треке, что на отдельной дорожке, можно существенно расширить. Кроме того, неплохо на мастер-треке смотрятся эффекты сатурации. А вот расширение панорамы за счет установки Stereo Enhancer лучше оставить на каждой отдельно взятой дорожке.

Рекомендации напоследок

И конечно же, это только самые первые азы в сведении. Описать абсолютно все действия и возможности таких программ не получится просто физически. Вне зависимости от того, какая программа для сведения треков используется, остается добавить, что во многом сведение зависит и от музыкальных инструментов, и от вокала. Так, основные элементы ударных установок (бас-бочка и рабочий барабан) должны в панорамном отношении находиться строго по центру, а хэты, тарелки и томы можно разбрасывать по панораме. Если использовать барабанные плагины вроде Superior Drummer или Steven Slate Drum Sampler, о громкости и панораме беспокоиться не нужно. Клавишные партии хорошо смотрятся в стереорасширении. Бас-гитары – строго по центру. Лидирующие или ритм-гитары можно распределять по панораме, а при использовании драйва – использовать расширение стереобазы или небольшой процент задержки для лидирующих партий. Но, чтобы в полной мере научиться сведению, не бойтесь экспериментировать, а для финальной обработки на первое время неплохо подойдет программа AAMS, в которой после анализа трека любого профессионального исполнителя можно задать аналогичные параметры звучания и для своей композиции.

Комментарии