Как проехать на Октябрьский вокзал
Белорусский, Казанский, Ярославский, Павелецкий, Курский, Киевский, Рижский, Савеловский и Ленинградский – девять железнодорожных вокзалов Москвы. Но как проехать на Октябрьский вокзал? А на Николаевский? Что, даже никогда о таких не слышали? Пришла пора раскрыть тайну… Речь идет об одном из уже названных вокзалов – Ленинградском.
В 1844 году по указу Николая Первого началось строительство станции для поездов на Каланчевской площади Москвы. Как раз на месте снесенного из-за разорения итальянского театра, как его тогда называли, «вокзала» – вокального зала («воксхолла»). Неудивительно, что местные жители решили, что строится новый театр.
И хотя они ошибались, станции для поездов до сих пор называют вокзалами. А по зрелищности и ярким событиям Николаевский вокзал превзошел самые смелые ожидания. И если в легкомысленный театр на окраину города народ собирался неохотно, то пущенная в 1851 году железная дорога стала центром притяжения людей.
Прибытие каждого железнодорожного состава, а это действие естественного театра жизни хоть и было редким, становилось колоритным зрелищем. Калачевская площадь приобрела известность, а парадное строение вокзала с колоннами и знаменитой башней с тремя часами – оказалось центром встреч, расставаний и передовых новостей, привезенных из Северной столицы. К слову сказать, здание Николаевского вокзала – это копия, уменьшенная почти в два раза, вокзала Петербургского.
Еще нескоро Николаевский сменит название на Октябрьский вокзал. В революционные времена он стойко держал оборону и был предан монархическим устоям вплоть до семнадцатого года. Но и тогда вокзал еще не был переименован, даже несмотря на установленный там памятник Ленину. В 1923 году в память о мятежном прошлом, Москва Октябрьская вокзал так и назвала – в честь свершенной революции.
В 1933 году Каланчевская площадь стала Комсомольской, а в 1934 году Октябрьский вокзал был реконструирован. В распоряжении пассажиров появились телеграф, справочное бюро, почта и сберкасса, новые билетные кассы, комната матери и ребенка, а также комната отдыха проезжающих. В 1937 году в Ленинградский переименовала Москва Октябрьский вокзал. Станция метро, открытая здесь в 1952 году, была названа Комсомольской, как и площадь, на которой вокзал расположен.
Ленинградским вокзал называется до сих пор, хотя уже и Ленинград сменил свое имя. Но тот Октябрьский вокзал старожилы помнят и сегодня, несмотря на то, что от него сохранился лишь фасад. Требования времени берут свое. Историческое здание, реформируясь, сохраняет предназначение. Последние изменения вокзал претерпел в 1977 году, когда были отстроены новейшие на тот момент павильоны и залы.
Сегодня пассажирские поезда от Ленинградского железнодорожного вокзала города Москвы следуют не только в направлении Санкт-Петербурга, но и в Великий Новгород, Псков, Тверь, Мурманск, Таллин, Хельсинки… На пригородных электричках можно доехать до Клина, Солнечногорска, Зеленограда, Конаково, Бологого, Клина.
Ленинградский (Николаевский, а также - Октябрьский) вокзал – пионер московских вокзалов, открывший в России дорогу систематическому железнодорожному сообщению. Будете на вокзале, проведите рукой по шершавым стенам, они многое помнят, они - частица истории.