Государственная поддержка малого бизнеса в России
В рыночных условиях очень активно развивается малое предпринимательство. Государственная поддержка малого бизнеса имеет в этой связи особое практическое значение. Во-первых, его представители участвуют в формировании бюджетных статей на всех уровнях. Предприятия создают для граждан рабочие места, инвестируют свою прибыль в высокотехнологичное и наукоемкое производство, повышают инвестиционную привлекательность государства. Рассмотрим далее особенности системы государственной поддержки малого бизнеса.
Актуальность вопроса
Предпринимательской называют деятельность, осуществляемую хозяйствующим субъектом самостоятельно с целью регулярного извлечения прибыли в ходе использования разных производственных ресурсов для реализации продукции, предоставления услуг, выполнения работ в рамках законодательства.
Если проанализировать данные статистики, можно выявить наиболее перспективные направления развития экономики, показатели эффективности работы предприятий.
Суть разрабатываемых государственных программ поддержки среднего и малого бизнеса состоит преимущественно не в прямом субсидировании организаций, а в формировании благоприятных условий для их эффективной работы, обеспечения доступа к заемным средствам. Государство заинтересовано в стимулировании предпринимательской деятельности, поскольку это обеспечит развитие всего народнохозяйственного комплекса в целом.
Переход к рыночной экономике
В процессе перехода к рыночной экономике возникали разнообразные сложности, требовавшие оперативного устранения. В первую очередь, перед государством встала проблема распределения собственности. Необходимо было установить и закрепить законом право частной собственности, определить владельцев предприятий, порядок, стоимость и условия передачи собственности. Необходимо было сформировать финансовые рынки, валютную, банковскую, кредитную системы. Соответственно, нужны были эффективные схемы планирования, бухучета для оценки стоимости предприятий, объективного анализа их работы.
Все действовавшие до перехода законы следовало пересмотреть для легализации новых типов хозяйственных отношений, собственности, видов сделок. На основании полученных данных предполагалось выработать различные формы государственной поддержки малого бизнеса.
Для реализации поставленных задач нужны были квалифицированные специалисты. Необходимо было обучить менеджеров, которые были бы способны работать в новых условиях, являлись бы конкурентоспособными в РФ и за рубежом. При этом нужно было выработать новую государственную политику по вопросам конкуренции, найти способы устранить проблему, возникшую при приватизации. Дело в том, что передача в частные руки крупных, но неэффективных предприятий повлекла возникновение таких же гигантских, но неликвидных монополий.
На переходном этапе необходимо было определить порядок прекращения государственного субсидирования разных отраслей, разработать фискальные системы, обеспечивающие финансирование работы правительства.
Кроме того, государству необходимо было решить вопросы, касающиеся неконкурентоспособных компаний, создания служб соцподдержки нетрудоустроенных лиц.
Теневая экономика
Специалисты, анализирующие финансовый оборот в стране, говорят о том, что около 40 % всей прибыли находится в тени. Это означает, что бюджет недополучает с этих средств налоги и сборы. Несмотря на то что отмечается постепенное снижение доли теневой зарплаты, ее удельный вес по-прежнему остается большим. Связана такая ситуация с:
- Высокими налоговыми ставками, препятствующими капитализации предприятий.
- Недоверием к власти, неуверенностью в стабильности социально-экономического положения.
- Страхом перед криминальными структурами.
Проблемы современного бизнеса
Некоторые специалисты выделяют сложности по степени их важности. Ключевыми проблемами малого и среднего предпринимательства считаются:
- Высокие налоговые ставки.
- Недоступность кредитов.
- Административные барьеры.
Как видно, на втором месте стоит недоступность заемных средств. Как показывают результаты исследований, ежегодно свободный доступ к финансам имеет не более 15 тыс. предпринимателей. Это говорит о том, что организации, предоставляющие финансово-кредитные услуги, охватывают всего 1 % рынка.
Помощь власти
Положение предпринимателей вряд ли может измениться без государственной поддержки. Субъекты малого бизнеса испытывают потребность в заемных средствах. Финансы необходимы для формирования и расширения производственной базы.
Любая государственная программа поддержки малого бизнеса будет эффективной только в том случае, если интересы власти и предпринимателей будут совпадать. Помощь должна быть направлена на поддержку саморазвития предприятий, ослабление или устранение преград.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса основывается на положениях законодательства. Власть формирует для предприятий необходимую инфраструктуру, создает организации и учреждения, предоставляющие услуги, необходимые для реализации бизнес-проектов. Кроме этого, государственная поддержка среднего и малого бизнеса состоит в развитии и расширении консультационных фирм, подготовке квалифицированных управленческих кадров.
Роль власти как участника гражданского оборота имеет огромное значение. Государство в состоянии замедлить развитие предприятий при неблагоприятных условиях работы. Вместе с тем власть может и стимулировать их деятельность. Тогда можно говорить о таких видах государственной поддержки развития малого бизнеса, как предоставление льгот, размещение госзаказов. В таких случаях власть выступает в качестве ускорителя предприятий, обеспечивая привлечение новых экономических субъектов.
Немаловажное значение имеет государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Она выражается в предоставлении субсидий перспективным предприятиям, инвестировании в инновационные технологии и производства, выделение кредитов по сниженным ставкам.
Меры государственной поддержки малого бизнеса
Следует отметить, что власть постоянно анализирует ситуацию, складывающуюся в сфере экономики. На основании результатов мониторинга составляются планы перспективного развития отраслей, разрабатываются государственные программы поддержки малого бизнеса. При этом они используются для выработки конкретных мер на местах – в регионах и муниципалитетах с учетом специфики территории. Все эти меры закрепляются нормативными актами, принимаемыми органами власти.
Мероприятия, которые реализуются в рамках государственной поддержки малого бизнеса в России, направлены на:
- Развитие инфраструктуры. На федеральном, региональном, муниципальном уровнях создаются объекты, обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу предприятий (организации общепита, обслуживающие компании и пр.).
- Привлечение к трудовой деятельности социально-незащищенных категорий граждан. На предприятиях действуют квоты на трудоустройство инвалидов (в соответствии с показаниями), молодежи, лиц, уволенных по выслуге лет, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев, граждан, отбывших уголовное наказание.
- Стимулирование инноваций. Государственная поддержка малого бизнеса выражается в обеспечении реализации результатов учебно-экспериментальных, научно-технических проектов.
- Предоставление предпринимателям пустующих и недостроенных объектов. Отдельным направлением государственной поддержки малого бизнеса является создание условий для первоочередного выкупа арендуемых помещений с учетом уже вложенных средств.
Особенности финансирования
Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в основном на средства федерального бюджета. Однако возможны поступления и из других источников. Аналогичная ситуация и с реализацией программ на региональном и местном уровнях.
Объем средств, выделяемых ежегодно на государственную поддержку малого бизнеса, отражается отдельной строкой в расходной части бюджета по представлению правительства.
Предприятия и организации разных форм собственности вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать проекты по развитию бизнеса, формировать фонды, вносить в исполнительные структуры предложения о введении этих проектов в региональные или государственные программы.
Компенсация неполученных доходов
Это особое направление в программах поддержки предприятий. Компенсацию недополученной прибыли осуществляют кредитные организации. Возмещение может осуществляться частично или полностью. Требования о компенсации включаются в соглашение между фондами поддержки и кредитными структурами.
Кроме этого, нормативными актами предусматривается покрытие страховыми учреждениями убытков, возникших при страховании доходов. Как и в предыдущем случае, требование о компенсации закрепляется в соглашении.
Госзаказы
Они имеют особое значение для представителей предпринимательства. К выполнению госзаказов привлекаются различные предприятия. В настоящее время действуют льготные условия для участия малого и среднего бизнеса в госзакупках. При этом государственные учреждения и предприятия должны размещать не менее 15 % заказов для предпринимателей.
Основные механизмы поддержки
В настоящее время используется множество разных способов оказания помощи предпринимателям. Основными механизмами поддержки можно считать:
- Нормативно-правовое регулирование. Ключевым актом, регламентирующим деятельность представителей среднего и малого бизнеса, считается ФЗ № 209. В этом законе ключевая роль отводится реализации региональных программ развития малых и средних предприятий.
- Финансовая поддержка. Она осуществляется в соответствии с положениями правительственного постановления, закрепляющего условия и порядок предоставления бюджетных средств.
- Имущественная помощь. Ее оказывают органы госвласти и территориального самоуправления. Выражается такая помощь в передаче в пользование/владение участков, строений, зданий, нежилых объектов, транспортных средств, оборудования, инструментов, инвентаря за плату, безвозмездно либо на льготных условиях.
Налоговые послабления
Одним из направлений поддержки среднего и малого предпринимательства является льготное налогообложение. С 2015 г. в РФ действует федеральный закон, предусматривающий для впервые зарегистрировавшихся предприятий не выплачивать налоги в течение первых 2 лет работы, выбрав патентную или упрощенную систему. Стоит, однако, сказать, что данные правила не распространяются на производственные, научные и социальные предприятия.
Хозяйствующий субъект может быть лишен права на освобождение от обложения, если численность его штата превысит количество, установленное законодательством.
Субсидии
Для средних и малых предприятий предусмотрены следующие виды дотаций на:
- выплату первоначального взноса при заключении лизингового (арендного) соглашения;
- уплату процентов по кредитам;
- возмещение расходов на повышение энергоэффективности предприятия;
- приобретение основных фондов и НМА;
- развитие инноваций.
Сегодня одним из крупных участников программ финансовой поддержки бизнеса является ОАО "МСП Банк". Ключевая задача этой организации заключается в обеспечении беспрепятственного, равного доступа всех участников оборота, в том числе находящихся на территориях со сложной социально-экономической обстановкой, к заемным средствам. Кроме этого, в банке постоянно ведется работа по совершенствованию методов и форм помощи предпринимателям через партнерские кредитные структуры.
Система гарантийных организаций
Она была сформирована в 2015 г. Ядром системы считается "Агентство кредитных гарантий". Это небанковская организация, созданная на основании распоряжения Правительства № 740-р от 2014 г.
Ее уставной фонд равен 50 млрд руб. В качестве единственного учредителя выступает РФ через Росимущество. Полномочия акционера реализует Минэкономразвития.
"Агентство" функционирует для обеспечения так называемых контргарантий и выступает в качестве гаранта совместно с региональными организациями при кредитовании проектов предприятий, работающих в неторговой сфере, стоимостью от 50 млн до 1 млрд руб. Это позволяет использовать финансовые ресурсы субъектов РФ, увеличить объемы заемных средств, выделяемых малому и среднему бизнесу.
В ходе совместной деятельности вырабатываются единые условия и стандарты работы региональных гарантийных структур, расширяются возможности по предоставлению поручительств. Немаловажное значение в рамках сотрудничества имеет и оказание методической помощи при внедрении программ поддержки предприятий.
Заключение
Развитие малого бизнеса позволит решить множество проблем, в том числе в социальной сфере. Так, помощь предприятиям обеспечит повышение качества и объема производства, привлечение трудоспособного населения и, соответственно, снижение безработицы, стимулирование конкуренции, внедрение инновационных проектов.
Средний и малый бизнес очень нуждается в господдержке. Расширение, модернизация, развитие предприятий благотворно скажется на состоянии экономики. Участие государства в работе предпринимателей позволит вывести их на международные рынки. А это, в свою очередь, позволит повысить престиж страны.
Увеличение производственного объема на предприятиях приведет к увеличению ВВП, размеров налоговых поступлений.
Средний и малый бизнес сделал огромный шаг вперед. В настоящее время особенно развитыми считаются сферы обслуживания, общепита, строительства.
Малый бизнес сегодня сталкивается с разными проблемами. Одной из наиболее актуальных считается недостаточность ресурсной базы (и финансовой, и материально-технической). Собственно, в настоящее время речь о формировании нового сектора народного хозяйства. В течение многих лет он отсутствовал в России. Соответственно, в момент перехода к рыночным условиям в стране не оказалось подготовленных предпринимателей. В этой связи, многие потеряли свой бизнес.
Сегодня государство уделяет большое внимание развитию средних и малых предприятий, и можно говорить о результатах реализации ряда программ. Разумеется, далеко не все проблемы решены, предстоит большая работа. Но уже тот факт, что государство не оставляет предпринимателей и оказывает им содействие, свидетельствует о благоприятных тенденциях. Регулярно представители бизнеса встречаются с членами правительства, президентом. На этих собраниях обсуждаются насущные проблемы, пути выхода из тех или иных сложных ситуаций. Главное – не останавливаться на достигнутом и продолжать работу.