Москвич 402 – советская малолитражка пятидесятых
После окончания войны прошло пять лет, руководством страны декларировался непрерывный и поступательный рост благосостояния населения, а какой же достаток без личного автомобиля…
Сталинское политбюро приняло решение о развертывании производства лековушек – красивых, современных, удобных и очень качественных, доступных по цене, взамен устаревших 400-х Москвичей, скопированных с Опелей 30-х годов.
Срок на разработку технической документации был отпущен минимальный. Страна работала на износ, восстанавливая разрушенную войной экономику, поэтому все нужно было делать быстро. А за несвоевременное исполнение… Даже и подумать страшно, что ждало тех, кто опаздывал.
Уже к лету 1951 года с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей выкатили Москвич 402-425. Первые три цифры – номер модели двигателя, следующие означали совершенно новый для нашего автопрома индекс кузова – седан, по типу Форда Консула, производившегося на заводе британского отделения американской фирмы.
Советских инженеров на этот раз нельзя было упрекнуть в прямом копировании – машина получилась своя, отечественная, просто выполнена она была с использованием накопленного мировой промышленностью опыта, правда, с учетом суровых реалий очень скромного бюджета. Так, двигатель оставили прежний, с нижним расположением клапанов. Тогда это не имело значения, СССР находился в международной изоляции, об экспортном потенциале нового автомобиля Москвич 402 никто не задумывался. Задний мост и коробка передач также перешли по наследству от 400-й серии.
Испытания и доводки проводились почти четыре года, в 1955 году новой легковушкой украсили ВДНХ, серийное производство началось годом позже. Сталинская идея о народном автомобиле нашла поддержку у Н.С. Хрущева.
Москвич 402, фото это подтверждают, выглядел по тем временам вполне серьезно, он сверкал хромированными накладками, был вместительным (впереди водитель и пассажир, сзади – еще трое), стекла гнутые и цельные.
Ходовую часть снабдили телескопическими гидравлическими амортизаторами, барабанными тормозными механизмами с плавающими колодками. В целом Москвич 402 соответствовал принятым в то время нормам для малолитражных автомобилей. Электропитание было сделано двенадцативольтовым, а не 6 В, как в предыдущих моделях.
Технические характеристики тоже радовали. Скорость, которую мог развить Москвич 402, достигала 110 километров в час, а расходовал он всего 9 литров горючего на 100 км. Впрочем, бензин тогда был дешев, он стоил меньше газированной воды.
Выпускался этот автомобиль до 1958 года, до появления 407-й модели, внешне почти такой же, но с верхнеклапанным мотором.
В наше время есть любители, восстанавливающие Москвич 402. Тюнинг, как правило, требуется глубокий, иногда кроме кузова приходится менять практически все. Однако есть и фанаты, которые находят возможность собрать такой автомобиль полностью из аутентичных деталей.