Как посчитать рентабельность: формула, пример
В ходе проведения анализа деятельности компании просчитываются различные показатели. Это позволяет сделать выводы об эффективности работы организации. Одним из важных показателей, который рассчитывается в ходе проведения анализа, является рентабельность. Существует несколько методик для ее определения. Как посчитать рентабельность, будет подробно рассмотрено далее.
Общее определение
Как посчитать рентабельность? Для этого необходимо вникнуть в суть этого показателя. Каждое предприятие работает с целью получения прибыли. Она должна увеличиваться в динамике. Для получения прибыли компания тратит определенные ресурсы. Это может быть сырье, труд, финансы, энергия и т. д. Их количество не должно превышать сумму прибыли. В противном случае компания работает в убыток.
Чем меньше компания затрачивает ресурсов для получения прибыли, тем лучше. Это абсолютные показатели, при сравнении которых можно получить данные об эффективности работы компании. Для этого применяется формула общей рентабельности. Она позволяет определить относительный показатель. Как посчитать рентабельность в процентах? Полученный коэффициент нужно умножить на 100. Так получается результат в процентах.
Чтобы посчитать общую рентабельность, нужно определить сумму прибыли компании, а также затраты, которые появились при достижении этого финансового результата. Информация для проведения расчетов берется из бухгалтерской отчетности предприятия. Показатели рентабельности могут быть разными. Они отражают эффективность того или иного аспекта деятельности компании.
Эти показатели рассматривают как в общем за отчетный период, так и по месяцам. Очень важно изучать их изменения в динамике. Рентабельность сравнивают с аналогичными показаниями плана или конкурирующих организаций в отрасли.
Что отражает показатель?
Если требуется посчитать рентабельность в процентах, необходимо понимать, что отражает полученный результат. Этот показатель отражает количество ресурсов, которые были потрачены на получение каждого рубля прибыли. Рентабельность отражает, эффективно ли были использованы средства компании. Если нет, прибыль будет недостаточно высокой, чтобы покрыть затраты.
Показатель рентабельности должен изучаться в динамике. Это позволяет сделать выводы о реальном положении дел на предприятии. Для этого расчет проводится за несколько предыдущих периодов. Далее аналитик отслеживает тенденции. Рентабельность должна постоянно увеличиваться. Ее снижение свидетельствует о росте затрат или недополучении прибыли.
Если будут выявлены неблагоприятные факторы, разрабатываются мероприятия, которые помогут устранить отрицательные тенденции. В противном случае в будущем предприятие может столкнуться с массой трудностей. Получить чистую прибыль будет все сложнее. Поэтому рентабельность разных сфер деятельности компании обязательно рассматривают в ходе анализа.
Рассматривая, как посчитать рентабельность предприятия, стоит отметить, что на этот показатель влияет ряд факторов. Это зависит от особенностей производства и внешней конкурентной среды. Полученный результат рассматривается не только в динамике, но и сравнивается с разными аналогичными показателями. Так, в ходе анализа сравнивают фактическую и плановую рентабельность. Также обязательно просчитывают этот показатель для предприятий-конкурентов. Обязательно рассматривают рейтинги компании, ее продукции за несколько последних лет.
Разновидности
Как посчитать рентабельность? Примеры формул будут рассмотрены далее. С их помощью можно определить эффективность использования практически любого ресурса, источников их приобретения или затрат. Существует несколько основных формул определения рентабельности. Они позволяют определить эффективность использования:
- Имущества (активов) – РИ. Отражает эффективность использования имеющихся ресурсов, которые были направлены в производство.
- Собственного капитала – РСК. Показывает отдачу капитала, который был внесен учредителями при создании организации.
- Производственных фондов – РПФ. Отражает эффективность использования производственных запасов, основных фондов предприятия.
- Затрат – РЗ. Характеризует степень отдачи текущих затрат производства.
- Продаж – РП. Доходность продукции.
Также рассчитывают затраты на один рубль продукции и оборачиваемость активов. Каждый из перечисленных показателей отражает определенный аспект деятельности организации.
Чтобы выполнить правильный расчет, необходимо знать, какую часть прибыли получает предприятие от использования тех или иных ресурсов. Сравнивать нужно соответствующие показатели.
Рентабельность предприятия
Чтобы понять общий смысл показателя, необходимо рассмотреть формулу и пример расчета рентабельности предприятия. Как посчитать этот показатель? Формула довольно простая. В числителе будет чистая прибыль компании. Можно использовать для расчета и сумму выручки от продаж. Выбор зависит от целей расчета. Информация, необходимая в ходе расчета, представлена в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах».
В знаменатель формулы нужно подставить сумму всех активов предприятия. Данные об этом представлены в форме № 1 «Баланс». Потребуется посчитать среднее количество имущества предприятия за отчетный период. Для этого складывают суммы активов баланса на начало и конец периода. Результат делят на 2.
Рассматривая, как посчитать рентабельность предприятия, формулу и пример необходимо изучить подробнее. Этот показатель характеризует, как используется весь капитал организации. Для расчетов применяется следующая формула:
РИ = П / Асред х 100, где П – прибыль до налогообложения (стр. 2300 формы № 2), Асред – средняя стоимость активов компании за отчетный период.
Если этот показатель снижается в динамике, необходимо рассмотреть его структурные составляющие. Определяется рентабельность оборотных, необоротных активов, а также основных средств и т. д. Необходимо определить, в каких фондах нецелесообразно накапливаются средства. Структура капитала в этом случае требует оптимизации.
Пример
Чтобы понять особенности показателя, необходимо рассмотреть, как посчитать рентабельность предприятия. Для этого потребуется сравнить показатели в прошлом и отчетном периоде.
Так, условная компания получила прибыль до налогообложения в предыдущем периоде в размере 350 млн руб. При этом валюта баланса составила 950 млн руб. Спустя год в бухгалтерской отчетности были отражены данные о результатах работы организации. Прибыль до налогообложения составила 650 млн руб. при этом валюта баланса увеличилась до 2450 млн руб. (за счет роста дебиторской задолженности).
Зная, как посчитать рентабельность предприятия, формула которой была рассмотрена выше, можно узнать показатель рентабельности в прошлом и нынешнем году.
РИп.п. = 350 / 950 х 100% = 36,84%
Через год рентабельность стала такой:
РИо.п. = 650 / 2450 х 100% = 26,53%
Можно сделать вывод, что хоть прибыль до налогообложения выросла в отчетном периоде, рентабельность уменьшилась. Это вызвано ростом дебиторской задолженности в структуре баланса. Необходимо снизить ее количество. В противном случае средства компании будут использоваться нерационально. Зная, как посчитать рентабельность предприятия (пример методики и расшифровки результата были представлены выше), управленцы могут принимать адекватные решения о дальнейшем развитии организации.
Рентабельность капитала
В ходе анализа применяют и другие формулы рентабельности. Как посчитать, насколько эффективно используется капитал организации? Для этого необходимо определить общую сумму финансовых ресурсов, которые были направлены в работу предприятия в рассматриваемом периоде. Она представлена в итоге формы № 1.
Чтобы выполнить расчет показателя использования капитала, потребуется определить количество чистой прибыли организации после уплаты всех отчислений и налогов. Эта информация представлена в форме № 2 в строке 2400. Расчет будет таким:
РК = ЧП / К х 100, где ЧП – чистая прибыль, К – среднегодовая стоимость капитала компании.
Если в динамике этот показатель снижается, необходимо рассмотреть рентабельность собственного и заемного капитала. Возможно, структура пассива несбалансированная. Для этого достаточно определить рентабельность заемного капитала:
РЗК = ЧП / (ДП + КП) х 100, где ДП – долгосрочные пассивы (обязательства), КП – краткосрочные (текущие) обязательства.
Если заемного капитала недостаточно, компания должна привлекать платные ресурсы для осуществления своей деятельности. Если же их, наоборот, много, нужно снижать количество заемных финансовых источников. В противном случае эффективность работы будет снижаться. Это приведет к снижению количества чистой прибыли в будущих периодах.
Рентабельность продаж
Каждый аналитик обязан знать, как посчитать рентабельность продаж. Этот показатель является одним из самых важных в процессе исследования эффективности работы предприятия. Он обозначается в зарубежной литературе буквами ROM. При помощи этой методики можно рассчитать, эффективны ли продажи. Для этого сравнивают сумму выручки от реализации с общим количеством средств, затраченных на создание продукции.
В соответствии с целью анализа может рассматриваться рентабельность отдельного продукта или общего выпуска. Затратами, которые участвуют при расчете, является себестоимость. Она может быть производственной или полной. В первом случае в сумму затрат не включают издержки на коммерцию.
Такое разделение позволяет определить, в какой сфере деятельности организации возникают трудности. Они могут быть связаны с нерациональным подходом к организации технологического цикла. Это сможет выявить анализ продаж, который рассчитывается по производственной себестоимости. Если же снижение рентабельности вызвано неэффективной коммерческой политикой, компания должна уделить особое внимание этой сфере своей деятельности.
Расчет эффективности продаж
Зная, как посчитать рентабельность, пример определения этого показателя следует рассмотреть подробнее. Это позволит вникнуть в особенности этого показателя. Так, формула будет такой:
РП = ВР / С х 100%
Для примера можно сравнить три группы товаров, которое выпускает предприятие. Продукция «А» принесла в отчетном периоде прибыль в размере 10 млн. руб. При этом полная себестоимость этого товара составила 25 млн руб. Продукция «Б» принесла в отчетном периоде прибыль в размере 8 млн руб. Себестоимость ее составляет 19 млн руб. продукция «В» принесла убыток в размере 0,5 млн руб. Себестоимость выпуска составила 15 млн руб. Расчет рентабельности будет таким:
Р«А» = 10 / 25 х 100 = 40%
Р«Б» = 8 / 19 х 100 = 42,1%
Ы» = -0,5 / 15 х 100 = -3,3%
Хоть прибыль от реализации продукта «А» была выше, он оказался менее рентабельным, чем товар «Б». Поэтому компании целесообразнее увеличить выпуск этой категории продукции. Товар «В» оказался убыточным. Необходимо определить причины такого явления и предпринять соответствующие действия по увеличению этого показателя. В противном случае всю линию, которая выпускает продукт «В» потребуется закрыть.
Также общая рентабельность продаж должна рассматриваться в динамике. Если определяется постепенное снижение результата, необходимо выполнять расчет по каждой группе товаров. Это позволяет выявить причину отклонений. Также необходимо рассчитать эффективность реализации продукции не только по общей себестоимости, но и по производственным затратам. Это также сможет открыть некоторые отрицательные факторы, сдерживающие развитие производства.
Основные средства
Изучая, как посчитать рентабельность, необходимо рассмотреть еще одну методику. Она позволяет определить уровень эффективности использования основных фондов организации. Особенно важен этот расчет для предприятий, которые применяют высокотехнологичное оборудование.
Чтобы выполнить расчет, потребуется определить сумму чистой прибыли. Ее сравнивают со среднегодовым количеством основных средств. Формула будет следующей:
РОФ = ЧП / ОФсред, где ОФсред – среднегодовая стоимость основных фондов.
Если этот показатель снижается, необходимо определить причину такого явления. Возможно, на предприятии накапливается устаревшее оборудование, которое не способно производить продукцию требуемого качества. В некоторых случаях проблемы наблюдаются в области продаж.
Этот показатель обязательно сравнивают с предыдущими периодами, плановыми показателями, а также результатами конкурирующих предприятий.
Порог рентабельности
Еще одним важным показателем, который применяется в ходе планирования деятельности организации, является порог рентабельности. Этот показатель определяет такой объем продукции, при котором суммарные затраты полностью окупятся. Рассчитать порог рентабельности можно по формуле:
ПР = ЗП / ВМ, где ЗП – постоянные затраты, ВМ – коэффициент валовой маржи.
Чтобы выполнить расчет, потребуется определить показатель валовой маржи. Для этого от суммарной выручки от реализации отнимают количество переменных затрат. Далее можно произвести расчет по основной формуле.
Изучив, как посчитать рентабельность, можно всесторонне проанализировать деятельность организации. Подобные методики открывают ряд данных об адекватности принятых ранее управленческих решений. На основе полученной информации можно сделать вывод об эффективности использования ресурсов организации. На основе проведенного исследования руководство компании может предпринять ряд действий по улучшению ситуации в будущем.